<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Страшная
правда о России xx века
(А.
И. Солженицын. “Архипелаг ГУЛАГ”)
Имя А. И. Солженицына у многих из нас ассоциируется с названием произведения,
открывшего правду о событиях, которые имели место в нашем государстве
во время правления великого тирана, увековечившего себя и дела свои
в шестидесяти шести миллионах убитых и замученных (именно такую цифру
называет Солженицын) и навсегда оставшегося самой загадочной и жестокой
персоной, когда-либо стоявшей у власти на Руси. “Архипелаг ГУЛАГ” —
произведение не только о тюрьмах и лагерях, это еще и глубочайший анализ
периода в истории государства Российского, который позднее получил название
“эпохи культа личности”.
Основной темой “Архипелага” я бы назвал правду. Правду о том, что творилось
в Советском Союзе в тридцатые и сороковые годы. В преамбуле своего повествования
Солженицын так и говорит: “В этой книге нет ни вымышленных событий,
ни вымышленных лиц. Люди и места названы их собственными именами. Если
названы инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе,
то лишь потому, что память людская не сохранила имен, — а все было именно
так”. Солженицын пишет саму жизнь, и она предстает перед нами во всей
ее наготе, в мельчайших подробностях. Она балансирует на грани смерти.
Личность человека, его достоинство, воля, мысль растворяются в элементарных
физиологических потребностях организма, находящегося на грани земного
существования. Солженицын срывает пелену лжи, которая застилала глаза
многим, в том числе и самой сознательной части нашего общества — интеллигенции.
Солженицын подшучивает над их бело-розовыми мечтами: “Если бы чеховским
интеллигентам, все гадавшим, что будет через двадцать — тридцать — сорок
лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие,
будут сжимать череп железным кольцом, спускать человека в ванну с кислотами,
голого и привязанного пытать муравьями, клопами, загонять раскаленный
на примусе шомпол в анальное отверстие (“секретное тавро”), медленно
раздавливать сапогом половые части, а в виде самого легкого — пытать
по неделе бессонницей, жаждой и избивать в кровавое' мясо, — ни одна
бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои пошли бы в сумасшедший
дом”. И, обращаясь прямо к тем, кто делал вид, что ничего не происходит,
а если и происходит, то где-то стороной, вдалеке, а если и рядом, то
по принципу “авось не меня”, Солженицын бросает от всех “туземцев Архипелага”:
“Пока вы в свое удовольствие занимались безопасными тайнами атомного
ядра, изучали влияние Хайдег-гера и Сартра и коллекционировали репродукции
Пикассо, ехали купейными вагонами на курорт или достраивали подмосковные
дачи, — а воронки непрерывно шныряли по улицам, а гебисты стучали в
двери” — “органы никогда не ели хлеба зря”; “пустых тюрем у нас не бывало
никогда, а либо полные, либо чрезмерно переполненные”. Интересен тот
факт, что в своем повествовании Солженицын не выводит героя, а как бы
обобщает в своем исследовании миллионы реальных судеб, характеров. Автор
воссоздает общую психологию обитателя тоталитарного государства. За
дверями — террор, и уже понеслись неудержимые потоки в лагеря, “схватывались
люди ни в чем не виновные, а потому не подготовленные ни к какому сопротивлению.
Создавалось впечатление... что от ГПУ— НКВД убежать невозможно. Что
и требовалось. Мирная овца волку по зубам”.
Среди факторов, которые сделали возможным весь тот ужас, Солженицын
указывает на “отсутствие гражданской доблести” у русского челодека.
Эта извечная покорность, ко торая воспитывалась в русском мужике веками
крепостного права, и дала возможность для культа личности. Органы также
были сильны тем, что сделали ставку на самое сильное в человеке — природные
инстинкты. Подросток, чье взросление было не простым процессом, который
имел проблемы с противоположным полом, кто ощущал себя слабым, — вот
идеальный кандидат в следователи ГПУ. Нет более жестокого человека,
чем человек слабый, получивший власть над телами и судьбами других людей.
Органы культивировали все самое низменное в человеке. Зверь в чекисте
не был ограничен какими-либо рамками. С людьми эти индивидуумы не имели
ничего общего. Ибо то, что отличает человека от зверя, в органах не
очень ценилось. Плюс стройная социалистическая теория. Плюс власть блатных
в лагерях. И результат — чудовищный по своим масштабам геноцид против
русского народа, который уничтожил лучшую его часть и последствия которого
будут заметны еще несколько веков (во время Отечественной войны 1812
года французов называли “басурманами” -— как же сильны были предания
о татаро-монгольском иге).
В художественном плане “Архипелаг ГУЛАГ” также весьма интересен. Сам
автор называет свой труд “опытом художественного исследования”. При
строгой документальности это вполне художественное произведение, в котором
наряду с известными и безвестными, но одинаково реальными узниками режима
действует еще одно фантасмагорическое лицо — сам Архипелаг, по “трубам”
которого “перетекают” с острова на остров люди, переваренные чудовищной
тоталитарной маши-.ной.
“Архипелаг ГУЛАГ” оставляет неизгладимое впечатление. Размышлять о его
значении как о “еще одном гвозде в крышку гроба коммунизма советского
образца” можно долго, но я считаю, что главная ценность “Архипелага”
— в воспитании той самой “гражданской доблести”, носителем которой является
сам автор, который до глубокой старости сохранил способность видеть
суть вещей, за что он и страдает до сих пор (новая власть, разглядев
в Солженицыне “вечного борца”, задвинула его, закрыла его передачу на
телевидении). Но мы, знающие правду, донесем ее до других.