<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Способ
изображения истории в «Архипелаге гулаг» Солженицына
“Архипелаг
ГУЛАГ” был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал
составной частью потока документальной литературы в послесталинскую
эпоху. В “Послесловии” к этому произведению автор признал: “Эту книгу
писать бы не мне одному, а раздать бы главы знающим людям... Уж я начинал
эту книгу, я и бросал её... Но когда вдобавок к уже собранному скрестились
на мне еще многие арестантские письма со всей страны — понял я, что
раз дано все это мне, значит я и должен”.
Сам автор “Архипелага” определил его жанр и способ изображения в нем
истории как “опыт художественного исследования”. Солженицын предлагает
нам воспринимать эту книгу скорее как “художественный”, чем как исторический
текст. При этом он рассматривает правду с точки зрения нравственного
выбора.
Подтверждение этому можно найти в рассуждениях рассказчика в четвертой
главе первого тома: “Я приписывал себе бескорыстную самоотверженность.
А между тем был — вполне подготовленный палач... Пусть захлопнет здесь
книгу тот читатель, кто ждет, что она будет политическим обличением.
Если б это было так просто! — что где-то есть черные люди, злокозненно
творящие черные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить.
Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека...
В течение жизни одного сердца линия эта перемещается на нем, то теснимая
радостным злом, то освобождая пространство рассветающему добру.
Один и тот же человек бывает в свои разные возрасты, в разных жизненных
положениях — совсем разным человеком... А имя — не меняется, и ему мы
приписываем все. Завещал нам Сократ: познай самого себя!”
Допуская возможность того, что он сам, либо кто-нибудь из его сокамерников,
либо кто-то еще мог бы стать палачом, Солженицын говорит о главном в
своей книге — поиске правды и человеческой душе. Проблема нравственного
выбора человека — выбора между добром и злом — для Солженицына важнее
любой политической истины.
Для раскрытия главной темы произведения Солженицыну понадобилось хорошо
разобраться в исторической обстановке, которую он описывал в “Архипелаге”.
Поэтому можно сказать, что во внутренней структуре этой книги переплелось
личное и историческое.
Из вводной части “Архипелага ГУЛАГ” становится ясно, что многое в нем
основано на личном опыте рассказчика — опыте одиннадцати лет заключения.
Автор говорит о том, что личный опыт неотделим от истории, от пережитых
событий и опыта поколения. Кроме того, свидетельства эпохи, описываемой
Солженицыным, подкреплены показаниями 227 человек. Автор пишет: “Эту
книгу непосильно было бы создать одному человеку. Кроме всего, что я
вынес с Архипелага... материал для этой книги дали мне в рассказах,
воспоминаниях и письмах [перечень из 227 имен]. Я не выражаю им здесь
личной признательности: это наш общий дружный памятник всем замученным
и убитым”.
Эти рассказы привлекаются Солженицыным не только для большей объективности
описания, но и для того, чтобы получить право говорить от имени всего
поколения. Можно сказать, что личная память Солженицына расширяется
за счет показаний свидетелей, а они, в свою очередь, дополняются документами
описываемых времен (политическими манифестами, партийными докладами,
судебными отчетами и др.).
И все же автор “Архипелага” постоянно напоминает о невозможности “объективной
истории”. В начале четвертой главы первого тома (“Голубые канты”) он
объясняет читателю свою точку зрения: “Мы слишком страдаем, углублены
в свою боль слишком, чтобы взглядом просвечивающим и пророческим посмотреть
на бледных ночных катов, терзающих нас. Внутреннее переполнение горя
затопляет нам глаза — а то какие бы мы были историки для наших мучителей!”
В десятой главе (“Закон созрел”), где рассказывается о процессах периода
чисток, Солженицын вновь говорит об искаженном восприятии событий жертвами.
Он пишет, что на партийных лидеров — например, на Бухарина — смотрели,
как на “сверхлюдей”, как на выдающихся личностей. Солженицын отвергает
это, подчеркивая, что эти люди были простыми смертными, а действительно
выдающиеся личности среди них встречались редко.
Множество голосов свидетелей в книге противопоставлены Солженицыным
единогласию идеологии. Она представлена в книге прямыми цитатами из
политических манифестов, документов, судебных отчетов, речей партийных
деятелей, газетных статей. Эту “объективную” историю мы встречаем на
протяжении всего повествования. Солженицын гневно осуждает идеологию:
“...это она дает искомое оправдание злодейству и нужную долгую твердость
злодею”. По Солженицыну, идеология — это “та общественная теория, которая
помогает ему (злодею) перед собой и перед другими обелять свои поступки,
и услышать не укоры, не проклятья, а хвалы и почет”.
Можно сделать вывод, что исторический взгляд Солженицына не только субъективный,
но и пристрастный. Он резко выступает против духовного и физического
подавления человека системой, которую и обслуживает идеология. Своей
ярко выраженной оценочностью “Архипелаг ГУЛАГ” отличается от традиционных
исторических повествований. Потому что художественная правда неотделима
для Солженицына от правды нравственной, правды о человеческой душе,
о борьбе между добром и злом, между истиной и ложью. Выбранный автором
для “Архипелага ГУЛАГ” способ описания истории, несмотря на сильные
элементы субъективности и оценочности (а может, и благодаря им?), создает
у нас значительно большее ощущение истории, чем любой самый достоверный
исторический источник.
“Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого
насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить
одно: оно непременно сплетено с ложью, — писал Солженицын. — А нужно
сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир
и даже царит в мире, — но не через меня”. Про самого Солженицына можно
сказать, что он сделал этот “простой шаг”. Он не только не участвовал
во лжи, но и всем своим творчеством постарался разоблачить ее.