<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Символ
целой эпохи (по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Рассказ
(или, по определению некоторых исследователей, повесть) Александра Исаевича
Солженицына “Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих
работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950—1951 гг. Замысел был
осуществлен в 1959 г. сперва как “Щ-854 (один день одного зэка)”, “более
острый политический”, причем автор объясняет свою “задумку” так: “Как
это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал
носилки с напарником, как нужно бы описать весь лагерный мир — одним
днем”.
Образ Ивана Денисовича возник на основе реального прототипа, которым
стал солдат Шухов, воевавший вместе с автором в советско-германскую
войну (но никогда не отбывавший наказание), а также благодаря наблюдениям
за жизнью пленников и личному опыту автора, приобретенному в Особом
лагере, где он работал каменщиком. Остальные персонажи взяты из лагерной
жизни с их подлинными биографиями.
Задумаемся на миг: Солженицын, не тратя усилий на поиски потрясающего
сюжета, рассказывает о лагере как о чем-то давно и прочно существующем,
совсем не чрезвычайном, имеющем свой регламент, будничный свод правил
выживания, свой фольклор, свою лагерную “мораль” и устоявшуюся дисциплину.
Автору не нужно было далеко ходить за темами и идеями — в то время хватало
материала даже для многотомного академического издания (хотя многое,
по понятным причинам, замалчивалось).
Любая подробность в повести буднична и символична Она “отсеяна”, причем
не самим автором, а многими годами лагерного бытия. Отобран и жаргон,
ставший “событием”, открытием после публикации повести. Здесь уже своя
философия, свои сокращения слов, особые знаки. Но будничность трагедии
поражает больше всего: “В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет,
кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать”. “Никак не годилось
с утра мочить валенки”. “Машина” лагеря заведена, работает в заданном
режиме, к секретам его функционирования привыкли все: и лагерные работяги,
и пристроившиеся “потеплее” ловкачи, и подлецы (“придурки”). И сама
охрана. Выжить здесь — значит “забыть” о том, что сам лагерь — это катастрофа,
это провал...
Читая произведение, невольно задаешься вопросом: кто же в повести посвящает
читателя в эти видимые секреты, мелкие тайны выживания (например, подать
сухие валенки бригадиру, протащить в барак дрова, обойти завстоловой,
незаметно присвоить лишнюю плошку баланды, одолжить за сигарету ножик)?
Легко заметить, что в повести как бы два рассказчика, активно помогающих
друг другу. Мы слышим голос автора и самого Ивана Денисовича, то лежащего
утром под одеялом и бушлатом, то бегущего на мороз и думающего о том,
куда их погонят работать. Автор по-своему знает самого Ивана Денисовича,
он по существу созидает его, передает ему значимую часть своего жизненного
опыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены — это явно эпизод из биографии
писателя. Цепочка деяний, помыслов героя стала цепочкой актов, утверждающих
его нравственное величие и, следовательно, представление самого писателя
о красоте и идеальном человеке, живущем “не по лжи”.
Уже первые мгновения жизни Ивана Денисовича на страницах повести “говорят”
об умной независимости героя, мудром покорстве судьбе и о непрерывном
созидании особого духовного пространства, какой-то внутренней устойчивости.
Весь лагерь и труд в нем, хитрость выживания, даже труд на строительстве
“Соцгородка” — растлевающий страшный путь в обход всему естественному,
нормальному. Здесь царствует не труд. А имитация труда Все жаждут безделья.
Обстоятельства заставляют Шухова как-то приспосабливаться ко всему,
что его окружает. Но в то же время герой оказался способным увлечь и
других своим моральным строительством. Все дело в том, что Иван Денисович,
говоря его же языком, “неправильный лагерник”, первый праведник среди
народных героев писателя.
Варлам Шаламов, прочитав одним из первых повесть, высказал следующую
оценку, увидев в Шухове мужика-праведника: “Это — лагерь с точки зрения
лагерного “работяги”, который знает мастерство, умеет “заработать”.