<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Не
стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин
двор")
Александр
Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено
было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими
произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров,
умение наблюдать за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается
это в рассказе. "Матренин двор".
Чем интересен этот рассказ? Вроде бы обычная послевоенная жизнь русского
села. Но Солженицын находит ту изюминку, которая после будет повторяться
у В. Овечкина, Е. Дороша, Ф. Абрамова: отношения власти и человека,
нравственно-духовная жизнь народа, борьба за выживание в дарвиновском
понятии.
В центре рассказа Александра Исаевича — судьба деревенской женщины,
проработавшей всю жизнь в колхозе не за деньги, а за "палочки".
Давайте проследим за жизнью этой замечательной женщины.
Рассказ начинается с того, что рассказчик, от имени которого ведется
повествование, Игнатич, возвращается в Россию из пыльных, жарких степей
Казахстана и поселяется в доме Матрены Васильевны. Возникает вопрос:
кто такая Матрена Васильевна? Это одинокая, потерявшая мужа на фронте,
похоронившая шестерых детей женщина; а "...как стала сильно болеть
— и из колхоза ее отпустили". Скудным убранством и единственным
украшением ее избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало да
два ярких плаката. Но в размеренных, колоритных зарисовках постепенно
предстает перед читателем образ не просто одинокой и обездоленной женщины,
а редкого человека с безмерно доброй душой. Несмотря на невзгоды, Матрена
не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни одна пахота в
деревне не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась
она в соху и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней,
не могла Матрена отказать в помощи, оставляя свои неотложные дела. Ничего,
в сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать. Однако какова плата
за ее добро? Для единственной козы Матрена не может собрать сена: "...у
полотна — не скоси", "в лесу косить нету", "...в
колхозе мне не велят". А как бесконечно долго и упорно преодолевала
эта женщина неблизкий путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. Но еще острее
была проблема с топливом: "Не давали торфу жителям, а только везли
начальству да кто при начальстве". Вот и приходилось бедным деревенским
женщинам собираться по нескольку человек для смелости и носить торф
тайком в мешках. И эта страшная действительность пугает читателя, настораживает:
"Неужели Матрена Васильевна всегда так жила: воровала торф, впрягалась
в соху, обивала пороги в сельсовете?"
Во второй части рассказа мы узнаем о молодости героини. Уже в юности
судьба круто обошлась с Матреной: не дождалась она своего любимого,
Фаддея, пропавшего на войне без вести, а смерть матери Фаддея, сватовство
его младшего брата как бы предрешили ее судьбу. И она решилась войти
в дом, где уже навсегда поселилась ее душа. Как бы ища оправдания, Матрена
говорит: "Мать у них умерла... Рук у них не хватало". Но жестокая
жизнь возвращает Фаддея, который произнес то, что будет эхом звучать
в сердце героини всю жизнь: "...если б то не брат мой родной —
я бы вас порубил обоих".
Вот такой была одна-единственная любовь Матрены Васильевны. Но был еще
тот один день, когда все показали свое отношение к этой праведной, на
мой взгляд, женщине.
Возвращение Фаддея напомнило Матрене о прекрасном прошлом. Сколько лет
ее сердце грело вспыхнувшее однажды и не погасшее чувство! А Фаддей?
Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрены. Сразу после похорон
он заботился только о разделе ее имущества и успокоился только тогда,
когда перевез к себе домой на санках доставшиеся ему сарай и забор.
А золовка как о ней отзывается: "...и нечистоплотная была, и за
обзаводком не гналась, и не бережная; ... и глупая, помогала чужим бесплатно...".
А по-моему, это не глупость, а благое дело. Разве многие из нас могли
бы помочь чужим людям "бесплатно"? А она могла, так как Матрена
"не похожая на других", "незаурядная", "особенная".
Но точнее всех выразился сам писатель: "Все мы жили рядом с ней
и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице,
не стоит село, ни город, ни вся земля наша...".