<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Национальный
характер в произведениях А. Солженицына
Основной
темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной
системы, доказательство невозможности существования в ней человека.
Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее
ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу
духа и нравственные идеалы - в этом его величие. Нужно заметить, что
герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие,
так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда
на лучшую жизнь, на силу народного духа.
Народные характеры показаны писателем в рассказах “Матренин двор” и
“Один день Ивана Денисовича” в образах старухи Матрены и заключенного
Щ-854 Шухова. Понимание народного характера у Солженицына гораздо шире
этих двух образов и включает в себя черты не только “простого человека”,
а и представителей других слоев общества. Но именно в этих двух образах
автор показал то, что создает истинную мощь России, на чем держится
Русь. Хотя герои Солженицына пережили много обманов, разочарований в
жизни, - и Матрена, и Иван Денисович сохраняют удивительную цельность,
силу и простоту характеров. Своим существованием они как бы говорят,
что Россия есть, есть надежда на возрождение.
Повесть “Один день Ивана Денисовича” - это не только описание одного
дня нашей истории, но и повесть о сопротивлении человеческого духа насилию.
Иван Денисович в этом страшном, перевернутом мире сохраняет человеческое
достоинство. При этом лагерь Солженицына — это не просто реальный лагерь,
а символ воплощения зла, ненависти, насилия. Условие выживания - сопротивление
лагерному порядку. И весь сюжет повести -рассказ о сопротивлении живого
неживому, человека - лагерю. Иван Денисович стремится не просто к физическому
выживанию, а к выживанию духовному через все искушения лагеря. Шухов
не один: с ним в этой борьбе побеждают кавторанг, каторжанин Х-123,
Алешка-баптист, Сенька Клевшин, бригадир Тюрин. Они не из тех, кто “подыхает:
кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать”.
Лагерь на каждом шагу угнетает человека, делает бессмысленным любое
человеческое действие. Этот мир не сочетается с любой разумной работой.
Поэтому большинство заключенных относится к работе так: “для людей делаешь
- качество дай, для начальника делаешь - дай показуху”. В Шухове же
сохраняется народный дух трудолюбия. Не может крестьянский сын, как
и все поколения его предков, работать спустя рукава. В его работе -
противостояние лагерю. Тем, что Иван Денисович и отчасти вся бригада
Тюрина работают на совесть, умело и споро, они сопротивляются несвободе
лагеря. “Так устроен Шухов по-дурацкому, и за восемь лет лагеря никак
его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря
не сгинули”. Бригадир, смеясь, говорит Шухову, обращая внимание на его
упорное желание закончить работу уже после съема: “Без тебя же тюрьма
плакать будет!”
Есть у Ивана Денисовича еще одна характерная национальная черта - отстаивание
своей внутренней свободы. Он старается как можно меньше внутренне зависеть
от режима лагеря, хоть несколько минут принадлежать себе. “Не подставляться”
лагерю нигде - в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича. “Миг —
наш! Пока начальство разберется...” — принцип Шухова. Так под угрозой
десяти суток карцера он проносит на “шмоне” “кусок ножовочного полотна”
- это его заработок, хлеб.
Иван Денисович прост, открыт, естествен, совестлив, привык “все брать
на себя”. Он “никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере
не научился”. Шухов живет по принципу никого не утруждать, рассчитывать
только на себя. Он “понимает жизнь и на чужое добро брюха не распяливает”.
Это внутренняя сущность русского крестьянина - человека глубинной народной
породы. В повести мы видим, как говорит, думает, действует простой русский
крестьянин Шухов. Лагерь показывает нам расточительство народных сил:
у Шухова “восьмилетняя катушка на размотье”, бригадир Тюрин, крестьянский
сын, уже девятнадцать лет сидит, а “Кильдигсу двадцать пять дали”. При
этом “времени-то не бывает подумать: как сел? да как выйдешь?” Все заключенные
вырваны из самой глубины русской народной жизни. Абсурдному духу лагеря
может противостоять только здоровый народный инстинкт самосохранения,
врожденная нравственность.
У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв
лагеря. Охранники, русские люди, заняты бессмысленной работой.
Завершается повесть спором Ивана Денисовича с Алешкой-баптистом. Алешка
находит утешение в Боге. У Шухова же нет этого утешения: он человек
от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности.
Земной человек, крестьянин Шухов, не может с этим согласиться.
В поисках народного характера Солженицын заглядывает в “самую нутряную
Россию” и находит характер, превосходно сохраняющий себя в смутных,
нечеловеческих условиях действительности - Матрену Васильевну Григорьеву
(“Матренин двор”).
На долю старухи Матрены выпало “много обид, много несправедливостей”.
Но она, подобно Шухову, не обижается на мир, который относится к ней
несправедливо. Говорит она с “лучезарной улыбкой”, доброжелательно,
с “теплым мурчанием”.
Солженицын выносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии и кротости
Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины
души Матрены — она была “в ладах с совестью своей”. Об этом образе Солженицын
пишет: “Есть такие прирожденные ангелы — они как будто невесомы, они
скользят как бы поверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь
ли стопами их поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро
и не сто на Россию, это -праведники...”
Как и Шухов, Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно
работа спасает ее от антигуманного мира. Ока несет “просветление”, возвращает
“доброе расположение духа”. Даже в моменты физической слабости “дела
звали” Матрену “к жизни”. Так и жила она: “зимой салазки на себе, летом
вязанки на себе”.
По Солженицыну, народномухарактеру свойственны независимость, открытость,
искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к
чужим, бескорыстность. Матрена “не могла отказать” и даже “покидала
свой черед дел”. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если
видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве (а именно так
всегда и было). Матрена искренне радовалась за людей.
Она не была при этом аскетом - просто прекрасно понимала бренность,
невечность и ненужность материальных благ (даже элементарных). Матрена
“не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь
их больше своей жизни, не гналась за нарядами”. Все это Матрена считала
глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность
жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрены. Очень показательна трагедия,
произошедшая на переезде - гибель в погоне за материальными благами,
за заработком.
Заслуга А. Солженицына в изображении народно-национального характера
состоит в том, что он спустил с героических высот схематический образ
простого человека. Он показал, что мощь России создает не человек-монумент,
а миллионы скромных Иванов Денисовичей. Россия, по Солженицыну, будет
стоять, пока стоит “...посреди неба” изба праведницы Матрены.