<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Изображение
деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына)
Исходное
название рассказа “Матренин двор” — “Не стоит село без праведника”,
окончательное дал А.П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции
год действия 1956 поменялся на 1953, т.е. дохрущевским временем. Из-за
этого начало повествования менялось. Впервые рассказ напечатан в “Новом
мире”, 1963, №1. Первый подвергнут атаке советской прессы. В частности,
автору указывалось, что не использован опыт зажиточного соседнего колхоза,
где председателем был Герой Социалистического Труда. Критика не доглядела,
что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт. Рассказ
полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой
и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево,
Курловского района, Владимирской области.
Взгляд А.И. Солженицына па деревню 50—60-х годов отличается суровой
и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных
рассуждений. “Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться
было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали
все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было
купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой, ею
откармливали свиней и мешками брали)”. Поэтому редактор журнала “Новый
мир” А.Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956
на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации
новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена
дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная
картина. “Облетели листья, падал снег — и потом таял. Снова пахали,
снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег.
И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”. В основе
рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя.
По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила
героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием
— Торфопродукт. Здесь “стояли прежде и перестояли революцию дремучие,
непрохожие леса”. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне
уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным — тол стал скуден и
беден. Колхозники “до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз”, а
сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Характер
главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое
событие — её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается
автором — “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрёны. Окружающий
мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью — это как бы
продолжение её самой, частичка её жизни. Всё здесь ограничено и естественно:
и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал “далекий
шум океана”, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь
гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна “невидимо
металась и прощалась тут с избой своей”. Любимые фикусы “заполонили
одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”. Те самые фикусы, что
спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре.
“Испуганной толпой” замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда
были вынесены из избы...
Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно.
Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая
любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне,
тяжелая немочь-болезнь. В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской
русской женщины — наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась
на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости
к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко — “потерянная старуха”,
измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её в доме,
опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно
все пользовались Матрёниной добротой и простодушием — дружно осуждали
за это.
Смерть героини — это начало распада, гибели нравственных устоев деревни,
которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем
мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением,
сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрёна умирает и “погибает”
вся деревня: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот
самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город.
Ни вся земля наша”.