<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Жить
не по лжи размышления над страницами книги А. И. Солженицына «Архипелаг
гулаг»
12
февраля 1974 года А. И. Солженицын опубликовал обращение к интеллигенции,
к молодежи, ко всем соотечественникам, в котором он призывал бороться
с насилием в Советском Союзе. Когда насилие в стране набирает силу,
оно кричит: “Я — насилие! Разойдись, расступись — раздавлю!” Власть
к насилию всегда прибегает от немощи, неспособности управлять страной
на основе законов. Насилию, чтобы поддерживать себя, необходимо выглядеть
прилично, поэтому оно прибегает ко лжи. Ложь тоже заинтересована в насилии.
В обращении писатель заявляет: “...не каждый день, не на каждое плечо
кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности,
лжи, ежедневного участия во лжи — ив этом вся верноподданность. И здесь-то
лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему
освобождению: личное соучастие во лжи!” Власти в этом обращении, призывавшем
даже не к борьбе с насилием, а к нравственному поведению, увидели страшную
крамолу. И в феврале того же года Солженицын был арестован и насильно
отлучен от Родины — выслан за границу. Режим, державшийся на лжи, не
мог
себя, прибегло опять же к насилию и лжи. Так был наказан писатель, открывший
всему миру правду о сталинских лагерях, автор “АрхипелагаГУЛАГ”.
Первый том “Архипелага” содержал подробное исследование всего того,
что приходилось испытать людям, прежде чем попасть в концлагерь: системы
арестов и различных видов тюремного заключения, пыточного следствия,
судебных и внесудебных расправ, этапов и пересылок. Во втором томе книги
Солженицын исследует уже главную и основную часть империи ГУЛАГа — “истребительно-трудовые
лагеря”. Ничто не проходит здесь мимо внимания автора. История возникновения
лагерей, экономика принудительного труда, структура управления, категории
заключенных и повседневный быт лагерников, положение женщин и малолеток,
взаимоотношения рядовых зэков и “придурков”, уголовных и политических,
охрана, конвоирование, осведомительская служба, вербовка стукачей, система
наказаний и “поощрений”, работа больниц и медпунктов, различные формы
умерщвления и несложная процедура похорон заключенных, все это находит
свое отражение в книге Солженицына, Автор описывает разнообразные виды
каторжного труда зэков, их голодную пайку, он изучает не только лагерный,
но и ближайший прилагерный мир, особенности психологии и поведения заключенных
и их тюремщиков. Это тщательное художественное исследование основано
на достоверных фактах. Правда, вторая книга не вызывает такого ошеломления,
потрясения, нравственного шока, как первая, — может быть, потому, что
она вторая. А может быть, это впечатление связано с тем, что я уже раньше
прочел несколько книг на ту же тему (В. Шаламов, Л. Разгон, Е. Гинзбург).
В каком-то журнале я прочитал, что когда в Воркуте начали копать котлован
для фундамента новой школы, то ковш экскаватора, едва сняв тонкий верхний
слой почвы, обнаружил огромное количество человеческих костей, Это была,
конечно, не стоянка первобытного человека, и никто из археологов сюда
не прибыл. Это была одна из громадных братских могил, возникавших возле
северных лагерей, когда в большие, еще с осени вырытые котлованы всю
зиму сбрасывали тысячи трупов умерших или расстрелянных заключенных,
чтобы закопать их лишь с наступлением короткого северного лета. Строительство
школы временно прервали. Ночью кости зэков увезли и закопали где-то
за чертой города (ничем заметным не обозначив и этого нового кладбища).
А на месте прежней братской могилы достроили школу.
Чтобы прошлое не повторилось, необходимо там, где были самые крупные
концлагеря, соорудить мемориалы, восстановить в музейном порядке лагерные
бараки, зоны, вышки и шахты, поставить памятники на бесчисленных лагерных
кладбищах, где погребено, вероятно, не меньше наших людей, чем их пало
в годы Великой Отечественной войны. Зажечь Вечный огонь и на мраморных
плитах высечь имена умерших и убитых. Это будет. А пока единственным
памятником им стали книги. Надолго переживет своих гонителей и никогда
не будет забыт огромный труд “Архипелаг ГУЛАГ”, который посвящен всем
тем, кто погиб в лагерях и “кому не хватило жизни об этом рассказать”.
В книге “Архипелаг ГУЛАГ”, открывшей глаза современников на преступления
тоталитарного режима, ярко выразилась нравственная позиция автора —
“неучастие во лжи”. Она перекликается с позицией Л. Н. Толстого — “непротивление
злу насилием”. Казалось бы, какая польза от утопичной идеи разрушить
насилие не борьбой с ним, а простым неучастием в его поддержке? Но спросим
себя: те перемены, которые начались в нашей стране чуть более десяти
лет назад, — разве оказались бы они возможны, если бы в нашем обществе,
во всех его слоях не вызрело за эти годы едва ли не всеобщее презрение
и отвращение и к тем, кто олицетворял собою зло и насилие, и к их жалким
прислужникам, затопившим страну демагогией и ложью? В создании такой
общественной атмосферы большую роль сыграли честные книги нашего современника,
выдающегося русского писателя Александра Исаевича Солженицына.