<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
"Палачи
и жертвы"
Имя
Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, сейчас заняло
свое место в истории русской литературы советского периода.
В 1989 году в нашей стране был опубликован цикл произведений "Архипелаг
ГУЛАГ", анализируя который, можно раскрыть сущность темы "Палачи
и жертвы".
Солженицын не скрывает своей неприязни к тем советским, партийным руководителям,
а тем более к руководящим работникам НКВД и прокуратуры, которые сами
стали объектом жестоких репрессий в 1937 и 1938 годах. В первом томе
"Архипелага ГУЛАГ" Солженицын пишет: "Если подробно рассматривать
всю историю арестов и процессов 1936—1938 годов, то главное отвращение
испытываешь не к Сталину с его подручными, а к унизительно-гадким подсудимым
— отвращение к душевной низости их после прежней гордости и непримиримости".
Такое же отношение автора к потоку 1939 года" мы ощущаем и на страницах
второго тома. Все эти люди, по утверждению Солженицына, были в годы
гражданской войны или коллективизации безжалостны к своим политическим
противникам, и потому они не заслуживают сострадания теперь, когда "система"
повернулась и против них самих.
Но я никак не могу разделить этих настроений и высказываний Солженицына.
Во-первых, нельзя не учитывать того, что среди погибших в 30-е годы
были люди, далеко не одинаковые по своим личным качествам и по степени
ответственности за преступления предшествующих лет.
Здесь были люди, уже захваченные сталинской системой настолько, что
они, не рассуждая, выполняли самые жестокие приказы. Никак нельзя всех
членов партийного аппарата 30-х годов зачислять в преступники, получившие
по заслугам. Я никак не могу поддержать Солженицына, который с издевкой
предлагает писать в печати вместо слов "трагически погиб в годы
культа личности" слова "комически погиб". Лучшие русские
писатели никогда не позволяли себе глумления над мертвыми. Меня неприятно
удивили слова Солженицына, что "мысль об унижениях", которым
подвергся в Бутырской тюрьме перед расстрелом нарком юстиции Н. Крыленко,
обрекавший ранее на эти унижения других людей, как-то "успокаивала"
Солженицына во время описания судебных процессов, на которых Крыленко
выступал обвинителем. Я думаю, что такая позиция автора очень далека
от простой человечности, о которой говорит Солженицын в конце второго
тома. Дальше он пишет: "С тех пор я понял ложь всех революций истории:
они уничтожают только современных им носителей зла (а не разбирая, впопыхах
— и носителей добра) - само же зло, еще увеличенным, берут себе в наследство".
С этими словами трудно согласиться. На мой взгляд, необходимо бороться
со злом в каждом человеке, с современными его носителями и с несправедливыми
общественными отношениями. Исказить и повернуть против человека можно
любую идею или теорию. Казалось бы, насколько человеколюбива христианская
религия! Но вспомним хотя бы то, что еще в XVI веке русская православная
церковь сжигала еретиков живыми, не говоря уже о католической на Западе.
Конечно же, А. Солженицын мастерски нарисовал ужасные картины преступлений,
и с осуждением этих преступлений нельзя не согласиться. Но я все-таки
думаю, что только построение общества, где в центре внимания будет простой
человек с его нуждами и проблемами, может обезопасить человечество от
повторения подобных преступлений.