<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ИДЕЯ
ОБРЕЧЕННОСТИ "ТЕМНОГО ЦАРСТВА" В ДРАМЕ "ГРОЗА".
Где
ты, гроза - символ свободы?
А. С. Пушкин
Драма
Островского "Гроза" - самое значительное произведение известного
драматурга. Она была написана в 1860 году в период
общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной
атмосфере действительности собиралась гроза.
Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские
порядки поддерживались наиболее упорно. Жители
провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам
жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии.
Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием
жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое
достоинство.
Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха.
Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого
заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский
показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и
мрачная представительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи
и порядки патриархальной старины, поедом "ест" домашних, разводит
ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли.
Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев "темного
царства". Но даже в своей семье, где все безропотно ей
подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного
ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь
разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого
порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится.
Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.
Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего".
Под этой смиренной жалобой Кабанихи - человеконенавистничество, неразлучное
с религиозным ханжеством.
Развитие действия в "Грозе" постепенно обнажает конфликт драмы.
Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. "Но чудное
дело, - пишет Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве",
- самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство
и страх, сами не зная перед чем и почему.., выросла другая жизнь, с
другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже
дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу
самодуров".
Таково "темное царство" - воплощение всего строя жизни царской
России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого достоинства.
В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина - натура поэтическая, мечтательная,
свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений
сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской
матери.
В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между
"темным царством" и душевным миром Катерины зреет
постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень
здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно
выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты
меня режь!" - говорит она. Не найдя отзвука в сердце недалекого
и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех
окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной
натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает
в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм
положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней
была бы показана непобедимость "темного царства". Но драма
завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими
ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум.
Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини - это протест
никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Если женщина, самое
бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества, не может
больше мириться с гнетом "самодурной силы", значит, среди
обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить
народ к решительной борьбе.
Для своего времени, когда Россия пережила период громадного общественного
подъема перед крестьянской реформой, драма "Гроза" имела важное
значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только
в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественной
литературе.