<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Смысл
названия драмы "Гроза".
После
выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза" современники
видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она
была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного
права.
В центре пьесы - общественно-политический конфликт: хозяев жизни, представителей
"темного царства" с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа
рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает
постепенно меняться: небо
заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза, но только
ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки подразумевает
автор под грозой?
В этом названии скрыт глубокий смысл. Впервые это слово мелькнуло в
сцене прощания с Тихоном. Он говорит: "...Недели две никакой грозы
надо мной не будет". Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться
от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается
страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх
возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание посылается",
- поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих
героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и
считает грехом то, что полюбила Бориса. "Я и не знала, что ты так
грозы боишься", - говорит ей Варвара. "Как, девушка, не бояться!
- отвечает Катерина. - Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет
тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими
грехами..." Один лишь механик-самоучка Кулигин не боялся грозы,
видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для
человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью
простейшего шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным
ужасом, Кулигин говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на милость.
Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся,
точно
напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали.
Эх, народ. Я вот не боюсь".
Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям
видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл
Кулигина; высказывает свой протест Катерина - хотя и бессознательны
ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни
и сама решает свою судьбу; бросается в Волгу. Во всем этом заключено
главное значение реалистического символа, символа грозы. Однако он не
однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное,
как и в грозе. Но, хотя в отличие от грозы любовь приносит радость,
у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина. Однако
Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит
Борису: "...Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского
суда?"
Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в
детстве, кем-то обиженная, убежала из дома и уплыла одна в лодке по
Волге.
Пьеса была воспринята современниками как острое обличение существующих
в стране порядков. Добролюбов так говорил о драме
Островского: "..."Гроза" есть, без сомнения, самое решительное
произведение Островского... В "Грозе" есть что-то освежающее
и
ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы,
указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец
самодурства..." В это верил и сам драматург и его современники.