<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Протест
Катерины в драме "Гроза" Островского.
А.
Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара
для русского национального театра по праву считают "певцом купеческого
быта".
И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр,
и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих
многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой
руки Добролюбова названного "темным царством", стало
главной темой творчества Островского.
Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году.
Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая
замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам
в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не
желая принять мораль "темного царства" ("Делай, что хочешь,
лишь бы все шито да крыто было"), она
признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого признания
жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского "Гроза".
Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом
света в темном царстве".
Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь
она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно,
радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась
цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она
говорит: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька
во мне души не чаяла,
наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то
и делаю". Катерина отличается от всех представителей "темного
царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью,
решительностью. Воспитываясь в хорошей
семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая,
искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать.
"Обманывать- то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит
она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане.
Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то "мудреной",
"чудной". Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она
с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре
и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась
горячая!".
Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь
ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная - проникнута
высокой поэзией и иногда напоминает нам народною песню. Воспитываясь
в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи:
покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая
нигде не
училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала
все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие
Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого
она пытается и не может уйти.
Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой,
грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит
участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная
к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого
дома. Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет
человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой.
В ее душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства",
которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается...
Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту,
нравственную победу над "темным царством". Добролюбов в своей
статье, давая оценку образу Катерины, писал: "Вот истинная сила
характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота,
до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!"
То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает
и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный
случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие
главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть
сходство с Клыковыми.