<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Художественные
функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова
"Вишневый сад".
Пьесы
А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова "Вишневый сад"
различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но
художественные функции пейзажа в обоих пьесах схожи. Та нагрузка, которую
несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова
является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у
Чехова вишневый сад является одним из главных персонажей.
В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие
волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов,
с маленьким по сравнению с великой русской рекой вишневым садом. Огромный,
колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей.
На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению
с необъятной, сильной рекой. Вишневый сад - это укромный, спокойный
уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив,
красив той тихой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека
к родному дому. Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца
людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так,
Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек всю жизнь
не мог наглядеться на красоту Волги-матушки. Катерина, эта чистая и
светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку,
которая была ей и другом, и защитницей в детстве. Отношение к природе
являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой,
Кабаниха и другие послушные подданные темного царства равнодушны к красоте
природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза - это Божья
кара за грехи.
Герои "Вишневого сада" Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое
время была связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота
цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все
действие пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время
незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти,
о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают.
У Островского также пейзаж дополняет действие. Так, объяснение Катерины
с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины
происходит во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок
уцелела лишь картина ада.
Для Раневской и Гаева вишневый сад - родовое гнездо, малая родина, где
прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты
и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада
символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались
одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными
качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой
вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в вишневом
саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому
- она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение,
шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям,
мечтая посадить новый сад лучше прежнего. Но в старом саду, в заколоченном
доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает
никого просто так, как не дает человеку покоя его прошлое. Вишневый
сад - это символ жизни, символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как
бессмертна сама жизнь. Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи,
но новые люди посадят новые вишневые сады, и все начнется заново.
В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий,
смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны:
"темное царство" затравило героиню, которая осмелилась преступить
его законы. Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей,
прекратила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом
из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость.
Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего прочего,
несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом холодной
и прекрасной природы.