<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ГЕРОИНЯ
ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА".
Два
емких художественных символа скрепляют смысл "Грозы". Первый
- заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и
в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных
запасов любви душу героини. Второй - великая река, в которую бросилась
несчастная женщина, ее колыбель и ее могила.
Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вот
главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно,
не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо
признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а
когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство
для верующего человека- грех еще более страшный, но Катерина пошла на
это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных
мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо
Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель
некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не
хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением.
За это его постигает кара некоей надличной силы,
которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она
и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она
жила (и что безосновательно прписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись
впервые посетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный
покой и неподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было.
Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной
жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого
поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри,
потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.
В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически
нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих
центральное место в пьесе. Вместо них у Островского героини - любящие,
страдающие души. Катерина Кабанова - лишь одна из их множества. Ее характер
часто сравнивают с характером Ларисы Огудаловой из "Бесприданницы".
Основанием для сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость
окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути характеров
Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть
у Катерины, - цельности характера, способности на решительный, энергический,
как говорил Добролюбов,поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть
мира, в котором она живет. Но мир "Бесприданницы" иной, нежели
в "Грозе": в 1878 году, когда написана пьеса, в России утвердился
капитализм. В "Грозе" лишь начало его. Купцы "Грозы"
только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные
для них патриархальные отношения отживают, мертвеют, возможности для
личности, подобной Катерине, проявить свои устремления к свободе, оставаясь
в их пределах, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха,
Варвара), которые так противны Катерине. Лариса - тоже жертва обмана
и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.
Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и образование.
Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого,
в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях
ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов
еще хуже. Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям
влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. А силы характера,
цельности натуры нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса
должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но
нет, она слабая во во всех отношениях натура. Слабая не только для того,
чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но даже для
того, чтобы хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни,
которая кипит вокруг нее. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная,
как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается
во 2 акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою
и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни,
пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.
Весенняя сказка "Снегурочка" (1873) в силу своей фольклорной
формы удалена от социальной реальности российского общества времен и
Катерины, и Ларисы, но в силу этого же обстоятельства пьеса многое объясняет
в представлениях Островского о природе женских характеров, чувств, о
смысле любви. В "Снегурочке" две героини, обе испытывают любовные
муки, но по-разному, потому что Снегурочка и Купава воплощают разные
типы женских характеров. Купава во многом похожа на Катерину, роднит
их "горячее сердце" (так называется другая пьеса и тоже о
любви и сердечных муках молодой купеческой дочки). Главное для них-любовь,
в которой единственно могут проявить они свою свободную волю. Ради такой
любви они готовы на все. Но избранник Купавы, торговый гость по имени
Мизгирь, личность тоже весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и
только с пастушком Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.
Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы
Весны не знает любви, "девически чиста ее душа", ей странно,
что "передрались все парни за нее". Когда Купава упрекает
ее в том, что Снегурочка разлучила ее с женихом - Мизгирем, Снегурочка
произносит ключевую для своего характера фразу: "Снегурочка чужая
вам". Она чужая не только любвеобильной подружке и ее изменчивому
избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь
- главная ценность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все это получает
фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, от матери, повелительницы
весеннего пробуждения природы, Снегурочка получает великий дар любви
и буквально бросается на шею Мизгирю, который раньше пугал ее силой
своей страсти. Но недолго ее девичье счастье, в дело опять вмешивается
мифологическая сила, и под палящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника
Мороза в стремлении обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка
тает.
Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы, способность
любить двойственна, Купаву она приводит на вершину полноты жизни, для
Снегурочки оборачивается гибелью.