<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Тема
творчества у Есенина, Блока, Маяковского, Ахматовой и Пастернака
Поэзия
XX века значительно отличалась от поэзии XIX века. В XX веке сформировались
различные литературно-художественные направления (символизм, акмеизм,
футуризм, имажинизм). Поэты, принадлежащие к тому или иному направлению,
по-разному определяли принципы поэтики, цели творчества, а также свое
место в литературе.
Исходя из этого, понимание темы поэта и поэзии будет различным у Есенина,
Маяковского, Блока, Ахматовой и Пастернака.
С. Есенин был близок к поэтам-имажинистам. Имажинизм, возникший в России
в 1920-х годах, декларировал самоценность не связанного с реальностью
слова-образа. Особую позицию в этом кружке занимал Есенин, утверждавший
необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка,
со стихией народного творчества. Это течение, усваивая крайности поэтики
раннего футуризма, было во многом ему противоположным.
Обшей основой футуризма, возникшего в России приблизительно в то же
время, что и имажинизм, было стихийное ощущение крушения старого мира
и стремление осознать через искусство грядущий переворот и создать “нового
человека”. Это не противоречило принципам имажинизма. У Есенина также
прослеживается мотив гибели прежней, “полевой России”, на смену которой
приходит “гость железный”.
Однако, по мнению футуристов, художественное творчество должно было
стать не подражанием, а продолжением природы. Отсюда - разрушение условной
системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим
началам, когда язык являлся неотъемлемой частью природы. На базе живого
разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую
рифму, экспериментировали сязыковой графикой, предельно расширяя диапазон
литературного языка. Их поэзия, в отличие от поэзии имажинистов, характеризовалась
конкретностью образов, активным использованием метафор, неологизмов.
Так, понимание темы творчества у Есенина и Маяковского разнится. Есенин
осознает себя поэтом уходящей России. Это очень четко прослеживается
в стихотворении “Я последний поэт деревни” (1920). Здесь присутствует
множество слов-символов, напоминающих о смерти, неизбежной гибели как
всего уклада прежней России, так и отдельного человека, поэта, творчество
которого было направлено на то, чтобы воспевать патриархальность и православие
этой страны: “И луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час ”.
Маяковский же осознает себя поэтом настоящего, и поэтому в его произведениях
преобладает мажорность. Он принимает настоящее, верит в будущее и отвергает
все то, что уходит в прошлое: “Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю
всяческую жизнь!” (“Юбилейное”, 1924). Это светлое восприятие жизни
Маяковским во многом схоже с пушкинским. Такое отношение к реальности
и обусловило характер творчества поэта.
В поэме “Во весь голос” (1930) Маяковский декларирует собственное поэтическое
право: “Я сам расскажу о времени и о себе”. Он принимает классовые,
революционные, а потом советские интересы за высшие, общечеловеческие,
за “веленье божие”. Во вступлении в поэму “Во весь голос” прозвучали
и трагические строки:
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
И мне бы
строчить
романсы на вас —
Доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
На горло
собственной песне.
Есенин же видел цель творчества в том, чтобы показать всю красоту “полевой
России”, ее природу и краски. И хотя сам он понимал всю обреченность
старого, крестьянского уклада с его религиозностью и традициями, писал:
“И не отдам я эти цепи, и не расстанусь с долгим сном” (“Запели тесаные
дроги...”, 1916). Пастернак писал о Есенине: “Самое? драгоценное в нем
- образ русской природы - лесной, среднерусской, рязанской, переданный
с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве”. Именно с этой
Россией были связаны воспоминания о деревенском детстве на Рязанщине
в юности. “Я последний поэт деревни”, - говорит, он в одноименном стихотворении
1920 года. И до конца жизни Есении будет осознавать себя “поэтом золотой
бревенчатой избы”, да и сама его поэзия, “половодье чувств”, будет проникнута
грустью, тоской, ностальгией о прежней родине. И все же, невзирая на
такое трагическое ощущение, он будет “воспевать всем существом в поэте
шестую часть с названьем; кратким — “Русь”.
Глубоко понимая, что и сам он уходит в прошлое, предчувствуя свой конец,
Есенин не принимал поэзию нового времени - поэзию, которая придет на
смену его творчеству и будет устремлена в будущее:
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет кровью
На мои поляны и луга.
(“Спит ковыль. Равнина дорогая...”, 1925)
Именно такой была поэзия Маяковского. “Я ассенизатор и водовоз” “агитатор,
горлан-главарь”, - заявляет он о себе. Непривычные сочетания слов, новые
выражения обнажают бунтарский дух всего творчества поэта.
В стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче” (1920) Маяковский подчеркивает направленность своей поэзии:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца.
Роль поэта осмысливается так же, как и роль солнца. Поэт и солнце -
тождественно равные понятия: “И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его
я”.
По мнению Маяковского, его труд “любому труду родствен”: работа его
столь же родственная и важная, как работа любого другого человека. Стихосложение
- не такое простое занятие, как это кажется на первый взгляд:
Начнешь это
слово
в строчку всовывать,
а оно не лезет -
нажал и сломал.
Для описания этого процесса Маяковский опять же использует свой излюбленный
литературный прием - реализованную метафору: “Рифма -/бочка… /строчка
- /фитиль. Строка додымит, взрывается строчка, - / и город /на воздух
/ строфой летит”. (“Разговор с фининспектором о поэзии, 1926).
Поэзия, по Маяковскому, сочетает два начала: материальное (“поэту в
копеечку влетают слова”) и возвышенное (“поэзия- вся езда в незнаемое”),
символом чего является крылатый конь, соединивший в своем образе космос
и землю:
А что,
Если я
Десяток пегасов
Загнал
За последние 15 лет?!
Кульминационным в процессе стихосложения является момент, когда “из
зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой”. Поистине, это-
“стих, летящий на крыльях к провиденциальному собеседнику” (О. Мандельштам).
В 1933 году Цветаева предрекла: “Своими быстрыми ногами Маяковский угнал
за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас
будет ждать”. И действительно, сам Маяковский со своим незаурядным пониманием
творчества не принимал поэтов, для которых были важны гармония и благозвучность
стиха:
Кто стихами льет из лейки,
Кто кропит,
Набравши в рот -
Кудреватые Митрейки,
Мудреватые Кудрейки -
Кто их к черту разберет!
Так, поэзия Есенина была неприемлемой для него: “Я к вам приду в коммунистическое
далеко не так, как песенно-есенинный провитязь”.
Однако, несмотря на то, что поэты по-разному видели цели поэзии, в их
отношении к окружающему миру наблюдается нечто общее. Во многом это
обусловливалось временем, на которое приходилось их творчество. Система
отторгала все то, что ей противоречило, ей были чужды и враждебны яркие
индивидуальности, независимость, бунтарство, нелицеприятная правда.
Отсюда и следовало трагическое осознание одиночества у Есенина:
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Маяковский, видевший свою неординарность, тоже понимал свое одиночество
в поэтическом мире, но осмысление его было несколько иного плана: противопоставляя
себя “толпе”, “стоглавой воши”, он считал себя выше нее: “Я захохочу
и радостно плюну, плюну в лицо вам” (“Нате”, 1913).
Место своих произведений в литературе Есенин и Маяковский определяли
по-разному. Есенин подсознательно чувствовал, что он и его время терпят
крах, и крестьянскую культуру заменит другая. И все же у него была вера
в то, что память о нем останется:
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Маяковский, напротив, твердо убежден в том, что его поэзия никогда не
утратит современности и будет всегда актуальна: его творчеству будут
обеспечены бессмертие и память в последующих поколениях:
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
Итак, понимание творчества у Есенина и Маяковского кардинально отличается.
Принадлежа к одному времени, они были сторонниками разных идей. Если
Есенин был противником революции как стихийной силы, нарушающей привычную
жизнь, то Маяковский, наоборот, одобрял ее, так как видел в ней обновляющую
силу. Различие их позиции в характере и содержании было неслучайным.
Блок принадлежал к числу символистов. Символизм был преимущественно
устремлен к художественному ознаменованию идей, находящихся за пределами
чувственного восприятия. Символисты провозглашали интуитивное постижение
мирового единства через символическое обнаружение соответствий и аналогий.
Музыкальная стихия объявлялась праосновой жизни и искусства. Отсюда
- господство лирико-стихотворного начала, вера в иррационально-магическую
силу поэтической речи.
Важнейшими особенностями русского символизма, возникшего в 1910-х годах,
явились катастрофическое мировоззрение и обостренное внимание к поиску
роли личности в истории, к ее связи с “вечностью” и сути вселенского
“мирового процесса”.
Эти принципы символизма не могли не отразиться на творчестве Блока.
Так, от мира пошлости поэт переходит к внутреннему миру лирического
героя. В русскую литературу он вошел как лирик, который сумел заглянуть
в человеческую душу и в котором служение духу сочеталось с огромным
размахом фантазии.
Блоковское восприятие жизни было очень светлым, во многом схожим с восприятием
Пушкина и Маяковского. Открытость души лирического героя выявляется
в стихотворениях “О, я хочу безумно жить...” (1914) и “О, весна без
конца и без краю...” (1907):
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Эта жажда жизни ознаменует все творчество Блока, оптимистическая настроенность,
романтизированная образность постоянно будут преобладать над мрачным
началом:
Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Его мироощущение во многом будет стихийным, несмотря на гибельность:
За мученье, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя!
Такое осознание жизни в многом определяется самой ролью поэта. Все его
существование делится на две половины: до и после прихода творческого
вдохновения. Само вдохновение осмысливается поэтом как “легкий, доселе
не слышанный звон” (“Художник”, 1913). До того как оно снизойдет, герой
пребывает в состоянии “скуки смертельной”, “зоркого ...ожидания”. Вдохновение
перерождает всю природу лирического героя, переносит его в неведомый
ранее мир, в романтическое “там”.
В сознании поэта происходит нечто экстраординарное. Цвета, звуки и запахи
становятся единым, однородным целым (осязаемость образов была характерной
особенностью символизма):
С моря ли вихрь? Или сирины райские
В листьях поют? Или время стоит?
Или осыпали яблоки майские
Снежный свой цвет? Или ангел летит?
Момент вдохновения оказывается посланным поэту свыше, из какого-то надреального
мира, где действие не укладывается во временные рамки. Поэт становится
частицей этого пространства и творит уже не в настоящем, а в вечности,
где действие совершается “всегда”:
Прошлое страстно глядится в грядущее.
Нет настоящего. Жалкого - нет.
Само же рождение стиха воспринимается как принципиально новая, ободряющая
сила (“У предела зачатия новой души, неизведанных сил”). Главным является
тот момент, когда “душу сражает, как громом, проклятие: творческий разум
осилил - убил”. Возможно предположение, что “проклятие” - голос из другого
измерения, который предрекает особое назначение поэта.
После же этого момента жизнь принимает привычный ход: поэт излагает
мысли на бумагу. Здесь важно отметить символику, которая акцентирует
внимание на том, что поэзия становится частью материального мира: “клетка
холодная” - материал речи, “легкая, добрая птица свободная” - поэзия.
С помощью этих образов-символов проявляется музыкальность стиха, которая
лежала в основе символизма: “обруч качает, поет на окне”, “крылья подрезаны,
песни заучены”. Это благозвучие стиха частично перекликается с есенинским,
и в то же время Блок следует пушкинской традиции. Тематика данного стихотворения
близка тематике стихотворения Пушкина “Поэт” (1827). Таким образом,
Блок ставит свое творчество в литературный контекст.
Цель же своей работы Блок определяет в стихотворении “О, я хочу безумно
жить...”. Она заключается в том, чтобы “все сущее - увековечить, безличное
- вочеловечить, несбывшееся - воплотить”. Блок, подобно Маяковскому,
пытается отразить в своем творчестве реальность и нереальность, все,
что есть и будет.
В стихотворении “Земное сердце стынет вновь” (1914) затронута не только
тема поэта и толпы, но и противопоставлены два типа поэтов. “Толпа”
зовет “вернуться в красивые уюты”, но лирический герой не поддается
этому искушению и выбирает иной, пусть даже тернистый путь: “лучше сгинуть
в стуже лютой”. Он предпочитает быть непонятым людьми, чем изменить
своим творческим идеалам. Так реальность вступает в противоборство с
романтикой, что рождает неоднозначное чувство к людям.
В лирическом герое уживаются противоположные чувства: любви (“храню
я к людям на безлюдьи неразделенную любовь”) и презрения:
Но за любовью зреет гнев,
Растет презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья иль избранья.
Такое отношение Блока к “толпе” сходно с отношением к ней Маяковского.
Поэт уверен в своем высоком предназначении и ощущает себя на голову
выше других людей, а следовательно, одинок. Такая преемственная связь
с романтизмом тоже лежала в основе символизма.
Построенное на приеме противопоставления (антитезы), стихотворение затрагивает
ту же проблему, что и лирическое отступление поэмы Гоголя “Мертвые души”
о счастливых и несчастливых писателях, стихотворении Пушкина “Поэт и
толпа” (1828).
По мнению Блока, выбор именно такого, возможно, нелегкого, но верного
пути обусловит память среди последующих поколений. Так, обращение к
потомкам звучит в стихотворении “О, я хочу безумно жить...”:
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне.
Борис Пастернак вошел в русскую литературу XX века как создатель непростого
поэтического мира. Сотрудничество с символистами, а позднее с футуристами
сыграло важную роль в его писательской деятельности. Работа в различных
кружках во многом предопределила характер его
творчества.
Пастернак придавал огромное значение использованию слова, синтаксической
и стилистической организации, а также образной системе своих произведений.
Однако при всей нетрадиционности поэтики он стремился к конкретной содержательности.
Талантливость его не раз отмечалась Ахматовой, которая принадлежала
к числу поэтов совершенно иного литературного течения - акмеизма, сформировавшегося
в России в 10-20-х годах XX века как антитеза символу. Противопоставляя
мистическим устремлениям символизма к “непознаваемому” “стихию чувства”,
акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”,
возврат слову его изначального, не символического смысла.
Несмотря на принадлежность к различным литературным течениям, у Ахматовой
и Пастернака в понимании темы творчества гораздо больше общего, чем
у Маяковского и Есенина.
Для этих поэтов поэзия объединяет все в жизни. Понимание действительности
во многом роднит Пастернака с Блоком, ему свойственно то же восприятие
жизни: желание постичь суть бытия, стремление к познанию:
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
(“Во всем мне хочется дойти...”, 1956)
Такое мироощущение лежит в основе всего творчества Пастернака, свою
цель как поэт он видит в постоянном поиске истины.
Ахматова же осознает себя “наследницей” Пушкина (“Смуглый отрок бродил
по аллее”, 1911). Причиной этому служит не только само место, Царское
село, объединившее поэтов двух различных эпох, но и то влияние, которое
оказало на Ахматову творчество этого поэта.
В данном стихотворении отразились особенности восприятия Пушкина Анной
Ахматовой: сочетание конкретного ощущения его личности (“здесь лежала
его треуголка”) и всеобщего поклонения национальному гению (“и столетие
мы лелеем еле слышный шелест шагов”). В поэзии “серебряного века” она
признана “вторым Пушкиным”: и мироощущение, и цели творчества у Ахматовой
тоже будут во многом пушкинскими.
Так прослеживается аналогия ахматовского стихотворения “Творчество”
со стихотворением Пушкина “Поэт” (1827) и стихотворением Блока “Художник”.
Все они описывают приход творческого вдохновения. Как и для Блока, для
Ахматовой вдохновение наполняет жизнь смыслом, превращая прежнее рутинное
существование (“какую-то истому”) в мысль и действие. Однако образность
этого стихотворения конкретнее, чем у Блока. Если у него вдохновение
- звон, который “тянет... еле приметную нить”, то у лирической героини
Ахматовой с приходом вдохновения восприятие становится более чутким:
“Неузнанных и пленных голосов мне чудятся и жалобы и стоны” (обостряется
слух). И для Блока, и для Ахматовой, и для Пастернака жизнь без вдохновенья
равнозначна духовной смерти.
В стихотворении “Рассвет” (1947) Пастернак описывает время без него
как забвенье:
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил.
У Пастернака и Ахматовой поэзия ассоциируется с магическим, потусторонним
миром. У Анны Ахматовой она преобразует всю жизнь в какой-то “тайный
круг”, а у Пастернака - это голос творца, посылаемый на землю:
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
В этом отношении образность стихотворения Пастернака ближе к блоковскому:
у Блока момент вдохновения ассоциируется с полетом ангела.
Из этого следует осознание поэзии как некоторого элемента, воплощающего
материальную и духовную основы, космос и реальность. У Пастернака это
прослеживается в стихотворениях “Ночь” (1956) и “Февраль. Достать чернил
и плакать!” (1912).
Он строит стихотворение на приеме антитезы, противопоставляя космическое
пространство:
И странным, странным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный Путь.
земному:
В подвалах и котельнях
Не спят истопники.
Объединяет эти два мира образ летчика, находящегося где-то на периферии
Земли и Космоса. Этот образ тождествен образу поэта. Оказывается, что
поэзия витает в просторах Вселенной и преобразует собой два начала.
В стихотворении “Февраль. Достать чернил и плакать...” поэт противопоставляет
материальный мир и мир вечности. Здесь он не случайно употребляет в
одном четверостишии слова различной степени конкретности: “шесть гривен”
— определенная деталь — и глагол “перенестись”, имеющий абстрактное,
пространственно-временное значение.
Ахматовское понимание поэзии аналогично, но образы ее не так сложны
и замысловаты, как у Пастернака и Блока:
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Цель своей поэзии Пастернак и Ахматова видели в том, чтобы отражать
в произведениях действительность, раскрывая перед людьми как положительную,
так и отрицательную стороны мира. И Ахматова осознает свою задачу очень
глубоко (“Мне голос был. Он звал утешно...”, 1917). Отказываясь оставить
“край глухой и грешный”, она избирает нелегкий путь “боли, поражений
и обид”. В стихотворение вводится библейский мотив: праведники должны
покинуть землю.
Таким образом, оказывается, что поэт - посланник Бога, живущий по небесным
законам. Предназначение его заключается в том, чтобы искоренять пороки
людей и наставлять их на правильный путь.
Цель своего творчества Пастернак лаконично определил в стихотворении
“Быть знаменитым некрасиво...” (1956), в котором он, подобно Пушкину,
Гоголю, Некрасову, противопоставляет два типа поэтов: пишущих ради славы
(являющихся “притчей на устах у всех”), и тех, для которых “цель творчества-
самоотдача, а не шумиха, не успех”. Свою задачу Пастернак видит именно
в этом.
По его мнению, творчество должно отражать мировоззрение самого поэта:
“Быть живым, живым и только... до конца”. Именно правдивость изображения
и упорный труд приведут к тому, что “другие по живому : следу пройдут
твой путь за пядью пядь”. Используя антитезу, Пастернак показывает,
что бессмертие и память определяются отнюдь не благозвучи- '• ем написанного
и не венцом славы.
В стихотворении “Во всем мне хочется дойти до самой сути...” (1956)
поэт дает определение всему творчеству: “Достигнутого торжества игра
и мука”. Это сочетание двух противоречивых понятий характеризует деятельность
поэта.
Однако поэтом осознается и трагическое одиночество (“Гамлет”, 1946).
; Окружающий мир “тонет в фарисействе”, ему присущи лицемерие и ханжество,
потому люди не могут оценить поэта по достоинству. Герой оказывается
противопоставленным обществу. В финальных строках чувствуется особая
надрывность, безнадежность, горькое осознание правды: “Я ; один...”
Одиночество ощущается и Ахматовой, но оно не столь острое и ярко выраженное.
Это можно понять из контекста: “боль поражений и обид” очевидно, нанесена
людьми, окружающим обществом, отсутствием взаимопонимания.
Итак, понимание темы творчества у Есенина, Маяковского Блока Ах матовой
и Пастернака имеет как сходные, так и различные черты. Не смотря на
то, что все эти поэты принадлежали к разным литературным течениям, в
основе творческой позиции каждого лежало осознание своего высокого предназначения
как поэта.