<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Трагедия
одиночества в творчестве В. В. Маяковского
В
какой ночи бредовой, недужной,
какими Голгофами я зачат, такой большой
и такой ненужный?
В. Маяковский
Маяковский всегда представлялся мне каким-то огромным памятникообразным
человеком, которого можно только прочитать или рассмотреть на фотографии.
Мне кажется, своей огромностью поэт заслонял свою довольно беззащитную
и уязвимую душу. Его огромность, как сейчас модно говорить, — не что
иное, как имидж. Он подавал свое одиночество так, что никому в голову
не приходило, что это одиночество. Он спрашивал публику со сцены: “Что
может хотеться этакой глыбе? А глыбе много хочется... Ведь для себя
не важно — и то, что бронзовый, и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское...” Иногда поэт
буквально издевается над собой, подчеркивая бесполезность, никчемность
своего появления на этот свет: “Небо плачет безудержно звонко, а у облачка
— гримаска на морщинке ротика, как будто женщина ждала ребенка, а бог
ей кинул кривого идиотика”.
Но чем известнее становился Маяковский, тем тщательнее он стал скрывать
в стихах свое одиночество, ранимость и беззащитность. Напротив, он стал
даже хвастаться тем, что не может позволить себе ныть. Публично заявил:
“Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят — что ж, по родной
стране пройду стороной, как проходит косой дождь”.
Фатальную связь поэта с собственным “одиночеством” подчеркивает и его
неравнодушие к образу Дон Кихота. Как известно, сей рыцарь печального
образа просто в кровь расшибался, говоря о своем одиночестве. Оно являлось
ему в образах ветряных мельниц и кукольных сарацинов. Если внимательно
просмотреть стихи раннего Маяковского, то вполне можно обнаружить в
них контуры “ветряных мельниц”. Например, так любимое романтиками стихотворение
“Послушайте”. Внешняя канва — гигант на “ты” со звездами, внеземными
мирами. Но если хор'ошенько вслушаться, то чуткое ухо уловит ржание
рыцарской клячи и бряцание ржавых доспехов: “боится, что опоздал”, “плачет,
целует ему жилистую руку”, “не перенесет эту беззвездную муку”, “ходит
тревожный”, “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно?” Материей страха и
неуверенности в себе пронизано все стихотворение, которое писалось с
явной претензией на величие и могучесть духа. Но стихотворение все равно
замечательное, и я подверг его такому разбору лишь в попытке объяснить
себе каким-то образом одиночество самого популярного поэта социалистической
эпохи и не только ее, в чем я глубоко убежден. Маяковский слишком талантлив,
чтобы его можно было навечно приписать к какой-нибудь политической партии.
Когда пришла революция, Маяковский в самом деле всем сердцем принял
ее. Но как гений, он со временем почувствовал, что с революцией в России
произошло почти то же самое, что с его лирическим героем в раннем стихотворении:
“женщина ждала ребенка, а бог ей кинул кривого идиотика”. Он пытался
что-то изменить в своей судьбе, но уже не был волен это сделать. Пришло
разочарование.
Революция теперь ощущалась поэтом как самое страшное и последнее его
одиночество на земле:
Грудой дел,
суматохой явлений
день прошел,
постепенно стемнев.
Двое в комнате,
Я
и Ленин —
фотографией
на белой стене.
Но это два неравных одиночества. У поэта Маяковского одиночество, если
так можно сказать, перспективнее. Его одиночество всегда будет нам по
сердцу, и чуткое ухо будет улавливать доносящееся из прошлого бряцание
его искрометных рифм, словно копье Дон Кихота, угрожающее ветряным мельницам
нашей истории.