<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Тема
поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского
Личность
В. В. Маяковского до сих пор недостаточно понятна как для исследователей
— критиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта.
Споры о значении его поэзии в русской литературе не утихают и по сей
день: одни возвеличивают Маяковского, говоря о том, что он создал новый
тип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес своеобразную “свежую
струю” в литературу первой трети XX века; другие же заявляют, что Маяковский
был продажным поэтом, служакой у руководителей Советского государства,
и с большим сомнением называют его поэзию поэзией. Тем не менее все
сходятся в одном: личность Маяковского, его твор-" чество, его
стихи были неоднозначны и очень противоречивы.
Для В. В. Маяковского, конечно, было необычайно важно его творчество,
он не мог не думать о своем месте в жизни, о том, ради чего он писал.
В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное
выражение. В раннем творчестве прослеживается тенденция близости к футуристам,
и задача поэзии для Маяковского в то время — это создание новых форм,
самоценность средств выражения, конструктивность восприятия мира и —
во многом — эпатаж и игра, противопоставление себя окружающему миру.
Уже расходясь с идейно-формальными установками футуризма, чувствуя тесноту
рамок одного направления для выражения своего таланта, Маяковский чувствует
в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира. Он бросает вызов
обществу, считая невозможным для поэта молчать в то время; наиболее
сильно это проявилось в стихотворении “Нате!”:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о
настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений
и ненужных умствований. В этот же период поэт пишет трагедию “Владимир
Маяковский”, в которой показывает трагическое противостояние одинокого
поэта мещанской толпе. Однако тема отношений поэта и толпы уже связана
с темой ответственности художника перед историей и обществом. Поэт Маяковского
— фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы
с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей. Маяковский
проводит мысль о том, что поэзия должна быть защитником обездоленных,
угнетенных, а поэт — рупором их страданий и мучений; поэт не должен
оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со
стороны. Эта же мысль присутствует и в поэме “Облако в штанах”; за поэтами
должны идти — кто?
А за поэтами —
уличные тыщи:
студенты,
проститутки,
подрядчики.
Нам, здоровенным,
с шагом саженьим,
надо не слушать, а рвать их...
Этот протест против мещанской, обывательской культуры, мещанского быта,
эта сила, буря, способная снести все на своем пути, — вот что такое,
по мнению Маяковского, настоящая поэзия. Но в “Облаке в штанах” Владимир
Владимирович выступает уже в иной роли, в роли “предтечи” революции:
...в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
А я у вас — его предтеча;
я — где боль, везде...
Желание разрушить отжившее, старое, гнилое, желание создать что-то свое,
новое и светлое — вот в чем суть поэзии Маяковского до революций 1917
года.
Октябрьские события в 1917 году совершенно переменили настрой и направленность
творчества Маяковского, изменили его представление о назначении поэта
и поэзии. Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей
жизни, и теперь поэт и поэзия должны защищать революцию, восхвалять
ее, бороться (так считал Маяковский) за светлое будущее. В “Оде революции”
он пишет:
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! — и мое,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная!
Маяковский работает в “Окнах РОСТа”, пишет агитки, рисует плакаты в
поддержку молодой Советской республики, искренне веря в новые идеалы.
Поэт считает, что творчество, создание стихов такой же тяжкий труд,
как и работа у станка. В стихотворении “Поэт рабочий” Маяковский говорит
о том, что
Я тоже фабрика.
А если без труб,
то, может,
мне
без труб труднее.
Но труд поэтов — почтенный паче —
людей живых ловить, а не рыб.
Огромный труд — гореть над горном,
железа шипящие класть в закал.
Так аллегорический Маяковский заявляет, что он тоже пролетарий, но —
пролетарий духа.
Труд мой
любому
труду
родствен, —
пишет он в “Разговоре с фининспектором о поэзии” — стихотворении, в
котором и сам как бы излагает основные представления о себе, о своем
творчестве и о роли поэзии. В стихотворении видно противопоставление
обыденного факта — визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога
лирического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной,
постепенно наполняется волнением; поэт рассуждает о “месте поэта в рабочем
строю”, приравнивает свой труд к промышленному производству, говорит
о потерях, о “тратах” на материал, объясняет понятие рифмы, которое
перерастает в своеобразную метафору поэтического труда:
— Поэзия
вся! —
езда в незнаемое..
Поэт пытается раскрыть тайну поэзии для самого себя и для других людей.
В то же время читатель видит постоянные переходы от высокопоэтического,
эмоционального языка к совершенно конкретному, деловому разговору. В
стихотворении возникает своеобразный драматургический сюжет, в котором
вполне представлена роль сценического партнера, хоть он и не говорит
ни единого слова. Маяковский как бы подводит итог своему творчеству:
А что,
если я
десяток пегасов
загнал
за последние
15 лет?
А результат этого — “страшнейшая из амортизации — амортизация сердца
и души...”. Маяковский приходит к выводу, что труд поэта не оплатишь
деньгами — он оценивается другой мерой — жизнью поэта, которой он оплачивает
высокое и нелегкое право на бессмертие:
Поэт
всегда
должник вееленной...
Слово поэта —
ваше воскресение,
ваше бессмертие,
гражданин канцелярист.
Через столетья
в бумажной раме
возьми строку
и время верни!
Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в ранее написанном стихотворении
“Юбилейное”, посвященном 125-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина.
Маяковский признает вечность Пушкина; рассуждая о значении своей поэзии,
он достаточно скромно заявляет, что
После смерти
нам
стоять почти что рядом...
И после этого дает характеристику своим современникам, сожалея, что
Чересчур
страна моя
поэтами нища!
И, говоря о живости слога и поэзии Пушкина даже в современное ему, Маяковскому,
время, он пишет:
Были б живы —
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы
и агитки
вам доверить мог. Раз бы показал:
— вот так-то, мол,
и так-то...
Вы б смогли —
у вас
хороший слог.
Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки,
которые, по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и
к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
Но наиболее ярким выражением отношения Маяковского к роли поэта и поэзии
явилось вступление в поэму “Во весь голос” — одно из самых последних
произведений поэта.
Вступление представляет собой обращение к потомкам, а также является
своеобразным подведением итогов творчества поэта, его жизни, попыткой
взглянуть на себя со стороны. В этой автохарактеристике есть вызов:
Маяковский показывает, что задача поэта максимально, предельно “обрублена”:
И мне
агитпроп
и мне бы
строчить
в зубах навяз,
доходней оно
романсы на вас —
Ноя
себя
и прелестней.
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Поэт говорит о том, что столь грубо изменила задачу литературы революция;
но здесь поэзия — баба капризная, от которой Маяковский отделяет себя,
отделяет от “лирических водоизлияний” молодых поэтов; он выступает в
роли агитатора, горлана-главаря, утверждая свое достоинство в будущем
и надеясь на понимание потомков. В стихотворении есть некоторая перекличка
с “Памятниками” Пушкина и Державина:
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
Мой стих
поэтов и правительств...
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо...
Маяковский как бы проводит “парад” своих стихов — они
...стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэт не исключает и забвения (“умри, мой стих...”), но надеется, что
потомки сами определят его место среди поэтов, для него же критерий
истины — честность. В стихотворении звучит и мотив памятника:
пускай нам
общим памятником
будет
построенный
в боях
социализм.
Для Маяковского судья в будущем — “планеты пролетарий”, и именно ему
поэт отдает все свое наследие, “до самого последнего листка”.
Поэт привлекает внимание читателя различными интонационно-синтаксическими
средствами: в стихотворении есть и деловая речь, и страстная проповедь,
и исповедь, и сниженная до просторечий (“кто их, к черту, разберет!”)
полемика; тональность иногда меняется даже в одной строке.
Заключение поэмы — это отражение пафоса времени и представлений поэта,
пафос его личности. Маяковский надеется на объективную оценку своих
творений потомками с точки зрения нравственной и эстетической значимости.
Б. Пастернак назвал “Вступление...” “предсмертным и бессмертным документом”.
Он был прав; без этой заключительной поэмы Маяковский для нас, потомков,
возможно, остался бы слишком простым, и возможно, что без нее мы не
смогли бы разрешить многих загадок личности этого, без сомнения, великого
поэта, а также его отношения к жизни и к поэзии.