<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Сатира
Маяковского (по стихотворениям «Прозаседавшиеся», «О дряни»)
Владимир
Владимирович Маяковский — поэт, который всегда откликался на события
современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться
поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию
Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский
откликнулся на это зло стихотворением “Прозаседавшиеся”.
Чуть ночь превратится в рассеет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало
об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве.
Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического
сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой
отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения
служащих — и дождь бумаг, из которых выбирают “с сотни — самые важные!”
— для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее
другого: театральный отдел заседает с главным управлением по конзаводу,
цель другого заседания — решение вопроса о “покупке склянки чернил Гупкооперативом”,
наконец, уже совершенно невообразимое заседание “А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма”.
Лирический герой, добивающийся аудиенции “со времени она”, искренне
возмущен, его охватывает ярость. Он врывается лавиной на очередное заседание:
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
У героя от этой “страшной картины свихнулся разум”. И вдруг:
…спокойнейший голосок секретаря:
“Она на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходитсяраздвояться”.
Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно
подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного
оборота “не разорваться же”. Стихотворение заканчивается лирическим
выводом, точным и убедительным:
О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!
Близким к тематике этого произведения является и стихотворение “О дряни”.
В центре его образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося
только о своем благополучии. Характеристика “мрази”, прямо противопоставленной
настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто
сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского
быта:
“Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!”
Тема борьбы с обывательщиной за здоровый социалистический быт поставлена
поэтом в целом ряде стихотворений.
Сатира Маяковского — один из важных составных элементов его поэзии.
Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении
того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина,
что мешает строить новое Государство.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
Остро и беспощадно Маяковский бичует “вечное” зло.