<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Поэтическое
новаторство В. В. Маяковского
Маяковский
выходит на поэтическую арену в сложный, переломный для России период.
Атмосфера накалена до предела. Потопленная в крови первая русская революция,
вихрь мировой войны заставляют людей усомниться во всех прежних ценностях.
Они жаждут перемен и с надеждой смотрят в будущее. В искусстве, словно
в зеркале, отражаются эти сложные общественные процессы. В этом один
из секретов популярности футуризма с его откровенным отрицанием традиционной
культуры, эпатажем мещанского быта, чуть ли не религиозным культом техники
и современной индустрии и ее сверхчеловеческой мощи.
Маяковский видит “неизбежность крушения старья” и средствами искусства
предвосхищает грядущий “мировой переворот” и рождение “нового человечества”.
“Рваться в завтра, вперед!” — вот его девиз.
Поэзия
-- вся! --
езда в незнакомое.
Это незнакомое, непознанное становится предметом его стихотворчества.
Он широко использует прием контрастов: мертвые предметы оживают в его
поэзии и становятся более одушевленными, чем живые. Поэзия Маяковского
с ее урбанистически-индустриальным пафосом противопоставляет образ многотысячного
современного города с его оживленными улицами, площадями, гудящими автомобилями
— картинам природы, которая представляется ему чем-то косным и безнадежно
мертвым. Поэт готов расцеловать “умную морду трамвая”, он воспевает
городской фонарь, который “снимает с улицы синий чулок”, тогда как луна
у него — “дряблая”, “никому не нужная”, а сердце девушки безжизненно,
как будто “выварено в йоде”. Поэт убежден, что новое слово можно сказать
только по-новому. Маяковский — первооткрыватель, который владеет словом
и словарем, как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным
законам. У него свое построение, свой образ, свои ритм и рифма. Поэт
бесстрашно ломает привычную стихотворную форму, создает новые слова,
вводит в поэзию низкую и вульгарную лексику. По отношению к величайшим
явлениям истории он усваивает фамильярный тон, о классиках искусства
говорит с пренебрежением:
Берутся классики,
свертываются в трубку
и пропускаются через мясорубку.
Маяковский любит контрасты. Красивое уживается у него с безобразным,
высокое — с низким: “Проститутки, как святыню, меня понесут и покажут
Богу в свое оправдание”. Все его стихи носят глубоко личный характер,
он присутствует в каждом из них. И это конкретное присутствие становится
точкой отсчета, системой координат в безудержном потоке его воображения,
где смещены время и пространство, где великое кажется ничтожным, а сокровенное,
интимное разрастается до размеров вселенной. Одной ногой он стоит на
Монблане, другой — на Эльбрусе, с Наполеоном он — на “ты”, а его голос
(“орание”) заглушает громы.
Он — Господь Бог, который творит свой поэтический мир независимо от
того, понравится ли кому-нибудь его творение. Ему все равно, что его
намеренная грубость может кого-то шокировать. Он убежден, что поэту
позволено все. Как дерзкий вызов и “пощечина общественному вкусу” звучат
строки из стихотворения “Нате!”:
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Маяковскому свойственно совершенно новое видение мира, он словно выворачивает
его наизнанку. Привычное предстает в его поэзии странным и причудливым,
абстрактное становится осязаемым, мертвое — живым, и наоборот: “Слезы
снега с фла-жьих покрасневших век”; “Прижались лодки в люльках входов
/ к сосцам железных матерей”.
Поэзия Маяковского говорит не только языком образов и метафор, но и
широко использует звуковые и ритмические возможности слова. Ярким примером
служит стихотворение “Наш марш”, где буквально слышится бой барабанов
и мерный шаг марширующих колонн:
Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш Бог бег.
Сердце наш барабан.
Маяковский изменил не только поэзию, но и прежнее представление о ней.
Он стал рупором идей и настроений эпохи. Его стихи — “оружие масс”,
он вывел поэзию из салонов на площади и заставил ее шагать вместе с
демонстрантами.