<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Маяковский
— поэт большого общественного, социального темперамента
Взбурься,
баллад поэтовых тина.
Пойте теперь
о новом — пойте — Демоне...
В. Маяковский
Первое знакомство с творчеством Владимира Маяковского всегда проходит
бурно, с возникновением множества вопросов, с каким-то негодованием
далее. Почему? Трудно найти ответ на этот вопрос. Страдающим и одиноким
пришел в русскую поэзию Владимир Маяковский. Активная позиция борца,
занятая поэтом, вступает в непримиримое противоречие с отчуждением человеческой
личности в условиях общества. Свободный, раскованный человек выступает
в поэзии Маяковского как высшее мерило прекрасного на земле.
Поэма "Облако в штанах" является ярким примером выражения
родства лирического героя с массами:
Жилы и мускулы — мотив верней
Нам ли вымаливать милостей
времени!
Мы —
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!
Поэт большого общественного, социального темперамента, Маяковский обладал
чрезвычайно развитым чувством личной ответственности за все, что происходит
в "буре-мире". Здесь пролегал внутренний нерв его творчества,
отсюда берут свое начало и сами эти необычные масштабы, пропорции ("Я
и Наполеон", "Маяковский векам"), постоянная тревога
за судьбы людей, готовность быть их глашатаем. В стихотворении "Весенний
вопрос" Маяковский признался:
Я, например,
считаюсь хорошим поэтом.
Ну, скажем,
могу доказать:
"самогон — большое зло".
А что про это?
Чем про это?
Ну нет совершенно никаких слов.
Читая первые страницы "Про это", нельзя не почувствовать особой
авторской запальчивости. Маяковский явно спорит — о чем и с кем? Содержание
поэмы не оставляет сомнения, что борьба с "кучерявыми лириками"
по-прежнему оставалась актуальной. Без приверженности к "злобе
дня" нельзя представить себе Маяковского. Он обладал как бы двойным
зрением и, постоянно взмывая ввысь, толкуя о судьбах всего человечества,
свободно беседуя "через хребты веков" с далекими потомками,
не упускал из поля своего наблюдения текущей повседневности. В поэме
"Облако в штанах" Маяковский успешно реализовал сформулированную
в одной из своих статей мысль: можно не писать о войне, но надо писать
войною. Его сила как поэта в том, что он сумел выделить в жизни ростки
нового и утверждающегося, взглянул на сегодняшний день из "третьей
действительности" .
С появлением Маяковского в поэзии, действительно, "случилось что-то
огромное". Не просто пришел еще один одаренный поэт — явился художник
большой исторической миссии, особого "переломного" значения.
В нем все поражало: "язык улицы", стремительный поток метафор,
дерзкая широта замыслов, необычно активная роль личного начала.
Чем же определяется глубина и цельность поэзии Маяковского, что дарует
ей долговечность? Я думаю, что этим она обязана прежде всего высоте
и значительности тех идеалов, которые поэт отстаивал на протяжении всей
жизни. Любовь и ненависть, лирика и сатира в его творчестве порождены
одним и тем же чувством — верой в то, что будущее человечества прекрасно,
и страстным стремлением приблизить его. Маяковский никогда не отделял
себя от народа, строящего новое общество. Шагнув через "лирические
томики", он обращался к миллионам читателей. Как живой с живыми
говорит он сегодня с "товарищами потомками" во всем мире.
В поэзии XX столетия нет другого поэта, который бы вызвал на себя такие
потоки хвалы и брани. Брань сопутствовала ему на всем, почти двадцатилетнем,
творческом пути, но уже при жизни молодое поколение увидело в Маяковском
своего трубача и запевалу. Таким он остался на всю жизнь. Он входит
в нашу жизнь быстро возгорающимся, неудержимым в страсти, деликатным,
предупредительным, трогательным и нежным в заботе о других.
Грядущие люди!
Кто вы? Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый.
моей великой души! —
обращается к нам молодой Владимир Маяковский. Чтобы понять жизнь и личность
поэта, прислушаемся к его слову.