<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Идейно-художественное
своеобразие поэмы Маяковского «Хорошо!»
В
своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной
вещью”. Поэма писалась в 1926—1927 годах и называлась первоначально
“Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано
уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло
новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы.
Жанр произведения необычен — поэтохроника. С хроникальным описанием
событий совмещаются поэтические образы. С революцией — основной темой
поэмы — связан мотив обновления мира (“Жизнь переделаем снова”), разрушения
созидания (“Мы все на земле солдаты одной жизнь созидающей рати”). Что
побудило Маяковского к созданию подобного произведения? Ответ находим
в статье “Как делать стихи”. Для начала поэтической работы Маяковскому
нужны социальный заказ, целевая установка и материал. Социальный заказ
обуславливался необходимостью осмыслить революцию и первые годы жизни
новой страны с десятилетней дистанции. Цель — доказать правильность
позиции большевиков в отношении революции и провести анализ с установкой
на будущее. Материал же используется реальный. Точно указаны исторические
лица: Ленин, Подвойский, Керенский. С высокой точностью описывается
последовательность событий. Но при этом события перемежаются чисто поэтическими
наблюдениями:
Кругом тонула Россия Блока...
Незнакомки, дымки севера
Шли на дно, как идут обломки
И жестянки консервов...
Как поэтическое сливается с хроникальным, так органично сплетаются в
поэме личное и общественное. В. Маяковский назвал это “введением фактов
различного исторического калибра, законных только в порядке личных ассоциаций”.
К примеру, от рассказа очевидца о бегстве Врангеля из Крыма поэт переходит
к широкому описанию этого события.
Для В. Маяковского чрезвычайно важна идея показа революции через жизнь
народа, причем именно во всей полноте. В комплексе с полярностью мира
поэта такой прием дает возможность показать точки зрения различных групп
людей. Отсюда в поэме ряд устойчивых противопоставлений. Противопоставляются
старые и новые времена (было и прошло), большевики и Временное правительство
(период двоевластия), Ленин и Керенский, крестьяне и помещики, голодная
Россия и сытая Америка, белая и Красная армии, конкретный человек и
“семья” в широком смысле слова и так далее. Каждая из глав поэмы строится
именно на одном конкретном противопоставлении, которое помогает поэту
делать конкретные выводы.
В. Маяковский в своей поэме пытается осмыслить те исторические процессы,
свидетелем которых ему довелось стать. Возникновение революции он связывает
с первой мировой войной и тяжелым положением народа. При этом отмечается
организующая роль партии:
Этот вихрь, от мысли до курка,
И постройку, и пожара дым
Прибирала партия к рукам,
Направляла, строила в ряды.
Революция для Владимира Маяковского — это разрушение старого мира во
имя созидания нового, гибель во имя рождения. Поэтому поэма “Хорошо!”
ориентирована на будущее. Маяковский вводит понятие “страна-подросток”.
У нее много недостатков, и Маяковский не скрывает их: голод, разруха,
спекуляция. Но они не только разрешимы, но и уже начинают отходить в
прошлое: к примеру, субботник для поэта становится символом возможности
нового труда.
В революции возрастает роль каждого отдельного человека, но при этом
понятие “я” становится неразделимо связанным с понятием “мы”. “Мы”,
“нас”, “наше” — вот основные слова последних частей всех описываемых
событий: “Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем”.
Может быть, поэтому в поэме так тесно связаны эпос и лирика. Предупреждая
в начале произведения, что сегодня нет “ни былин, ни эпосов, ни эпопей”,
В. Маяковский соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями
всей страны.
Кроме того, Владимир Маяковский четко определяет место поэта в революции.
Поэт — это гражданин своей страны, неотделимый от народа: “Я с теми,
кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден. Отечество славлю,
которое есть, но трижды — которое будет!” Будущее же для В. Маяковского
начинается уже сегодня. Для страны-подростка оно открыто: “Твори, выдумывай,
пробуй!” Важно только, чтобы в будущее не вошла та “мертвечина”, против
которой всегда выступает поэт. А потому в произведении появляются мещане,
обыватели, спекулянты.
Художественные приемы, использованные в поэме, соответствуют ее идейному
замыслу. В автобиографии “Я сам” В. Маяковский пишет, что в поэме он
пытался ограничить отвлеченные поэтические приемы, например гиперболы,
и изобретал прием для обработки хроникального и агитационного материала.
Конечно, нельзя сказать, что старые, испытанные приемы поэзии Маяковского
здесь не используются. Сохраняется любимый сатирический прием — снижение
стиля, например внесение нового смысла в цитаты из “Евгения Онегина”
в 4-й главе, маршевый ритм (“враги ваши —мои враги”), использование
новой лексики при описании будущего. В поэму вводятся песни (“Эх, яблочко,
цвета ясного. Бей справа белаво, слева Краснова”), приговорки (“Ножичком
на месте — чик лютого помещичка...”). Но действительно появляются и
новые приемы: снижение образов, комическое изображение исторических
персонажей (Милюков, Керенский). Меняется и характер метафоры: например,
через метафору в строке “А в двери — бушлаты, шинели, тулупы” передается
идея единения матросов, солдат и рабочих. Поэма “Хорошо!” — это замечательная
поэма, написанная человеком, искренне верящим в идею революции, в прекрасное
светлое будущее, в неизбежность счастья. Именно эта искренность и является,
на мой взгляд, причиной того, что даже сейчас, когда общество практически
отвернулось от старых, коммунистических идеалов, поэма В. Маяковского
остается прекрасным образцом художественного слова.