<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Маяковский-лирик
После
похорон В. Маяковского Марина Цветаева напишет: “Боюсь, что, несмотря
на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России,
Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского”.
Маяковский остался непонятым. Предчувствие этого трагического отчуждения,
непонимания самого глубокого и чистого, что было в нем, тревожило поэта
еще за несколько лет до смерти:
Я хочу быть понят моей страной.
А не буду понят, что ж.
По родной стране пройду стороной,
Как проходит косой дождь.
Ранняя лирика Маяковского изобилует образами, взятыми поэтом из окружающего
мира. И как по-разному трактуются они в его произведениях! Каждый штрих,
каждая деталь, любое слово — все несет на
себе отпечаток личности, настроения, чувства автора!
Как неоднозначно, противоречиво воспринимает он все, о чем пишет! Например,
нередко поэт обращается в лирических стихотворениях к небесной своей
подруге — луне. Она для него может быть и “любовницей рыжеволосой”,
и матерью его поэзии. Он наделяет ее чертами женщины — ее теплом, чуткостью,
пониманием. Он обращается к ней со словами: Ведь это ж дочь твоя — моя
песня... Но вот настроение кроткой любви, какого-то неуловимого духовного
единения с окружающим миром сменяется неожиданным прозрением. Так же
остро и сильно, как ранее любил, теперь чувствует поэт всю мерзость,
склизкую и безысходную враждебность этого мира. И луна — та же самая
луна — видится поэту совершенно иной: ...а за солнцами улиц где-то ковыляла
никому не нужная дряблая луна.
Необходимый для каждой человеческой души этап личностного, морального
самоутверждения совпадает у Маяковского со временем его творческого
становления. Отсюда та противоречивость, бескомпромиссность, которая
свойственна его ранней лирике. Ощущение прилива творческих сил, готовность
к работе, постоянному духовному неспокойствию подводят Маяковского к
пониманию его поэтического кредо: он должен дать язык безъязыкой улице.
Он должен отдать трактирам и площадям этот свой рвущийся, непокорный,
непрожеванный крик. Эта роль не может не быть святой для поэта. Он жаждет
признания, он верит, что достоин его.
И вновь ироничный, чуть насмешливый голос юности, живущий в нем, заставляет
Маяковского не только мучиться и любить, обличать и восхищаться, но
и просто шутить над собой:
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом,
И побежит по небу с моими стихами под мышкой
И будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
Но помимо личностных противоречий, существующих внутри самого поэта,
углубляются и трагические противоречия эпохи, современником которой
ему довелось стать, времени, характеризующегося ломкой миропонимания
тысяч людей.
Все это не может не отразиться на творчестве поэта, и в нем появляются
ноты безверия, опустошенности, обманутости, разочарования:
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека!
Боль, одиночество, которое переживает поэт, он не может отделить от
трагической судьбы своей родины, своего времени, своего поколения:
Ты! Нас — двое,
Ораненных, загнанных ланями,
Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,
Мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней!
“Сестра моя!” — так обращается Маяковский к земле в стихотворении “От
усталости”.
В сознании поэта живут не только глобальные, эпохальные мысли. Как способен
он чувствовать, сопереживать, как способен наслаждаться земными человеческими
радостями! Через много лет, когда юный лирик с раненым сердцем встанет
бойцом в рабочий строй, когда почти все забудут о его первой настоящей
поэзии, поэзии сердца и любви, поэзии, исполненной боли и одиночества,
поэзии колких рифм и разлетающихся строк, поэзии, коробящей и бьющей
наотмашь, нежной и поющей, лирический мотив вновь воспрянет в Маяковском.
Где выход из тупика, из непонимания, о котором писала Цветаева? Быть
может, будущее воспримет поэта,
поймет и примет его настоящим, открытым, искренним? Грядущие люди! Кто
вы? Вот я, весь боль и ушиб. Вам завещаю сад фруктовый моей великой
души.