<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
В.
Маяковский «О месте поэта в рабочем строю»
Я
хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо. В. Маяковский.
Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в
жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне
от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась,
прежде всего, в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для
нового советского кино, много печатается в газетах, ездит с публичными
лекциями по городам страны (“менестрелит”), работает в РОСТА, создавая
особого рода плакаты, так называемые “окна” (состоящие из нескольких
рисунков агитационного или сатирического содержания и небольшого стихотворного
текста под ним). Подобного рода работа мало отвечает, на первый взгляд,
представлениям о возвышенном характере и высоком предназначении искусства.
Для нескольких поколений русских поэтов императивом были строки А. С.
Пушкина:
Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
Исполнись волею моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
В сравнении с этими строками “тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей”,
рекламные стишки, памфлеты и прочие литературные однодневки должны показаться
недостойными высокого звания поэта.
Я думаю, что мысль об этом и заставила Маяковского вновь и вновь обращаться
к теме назначения, роли поэзии в жизни общества. “Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, “Разговор с фининспектором
о поэзии”, “Домой”, поэма “Во весь голос” — вот произведения, в которых
он наиболее ярко раскрывает свое творческое кредо: “Нам слово нужно
для жизни”.
“Необычайное приключение...” — не просто образец лирической шутки, но
серьезное размышление о том, чем должен быть поэт, и не только в данную
конкретную эпоху, но и во все времена. Поэзия и солнечный свет представляются
герою явлениями одного плана, их задача — борьба с тьмой, с отживающим
“серым хламом”. Стихи поэта и лучи солнца уподобляются оружию (впоследствии
автор не раз вернется к этому сравнению), которое рушит враждебную свету
стену мрака:
Стена теней, ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
В конце стихотворения Маяковский провозглашает лозунг свой (“и солнца”):
Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца.
Стихотворение “Домой” еще раз подтверждает авторское отношение к поэзии
как к оружию народа в борьбе за строительство новой жизни. Поэт должен
чувствовать себя заводом, вырабатывающим человеческое счастье; к нему
должны предъявляться те же требования, что и к прочим:
Я хочу, чтоб в дебатах
потел Госплан,
мне давая задания на год.
“Работа стихов” не менее важна, чем производство чугуна и стали, и поэтому
автор считает, что труд поэта не отличается от работы в поле или у станка
по степени своей нужности. Развитие этой мысли находим в стихотворении
“Разговор с фининспектором”. В шутливо-иронической форме Маяковский
убеждает читателя в том, что поэзия — это общественный труд, и поэт
— полноправный участник социалистического строительства:
Труд мой
любому
труду родствен.
Автор говорит о специфической сложности поэтического процесса — “в грамм
добычи годы труда”, — оспаривая позицию людей, подобных фининспектору,
считающих поэзию занятием ненужным и несложным и числящих поэтов “в
ряду имеющих лабазы и угодья”. Иронизируя над бюрократическим подходом
к искусству поэзии, лирический герой на вопрос о наличии “выезда” отвечает:
А что,
если я
десятки пегасов загнал
за последние пятнадцать лет?
Используя понятия, далекие от литературы, Маяковский заостряет свои
мысли о поэзии, о ее месте в жизни общества. Он сравнивает стихи с динамитом,
взрывающим города; “рядом с тлением слова-сырца” они испепеляют:
Эти слова приводят в движенье
тысячи лет
миллионов сердца.
Поэт у Маяковского одновременно и “народа водитель”, и “народный слуга”;
он должен идти впереди всех и, в то же время, для него невозможно существование
вне народа. Рифма, которая в данном случае метонимически воплощает собой
всю поэзию, предстает, с одной стороны, как “И ласка, и лозунг, и штык,
и кнут” в настоящем; с другой стороны, как “ваше бессмертие” в будущем.
Она — и оружие пролетариата, и его возможность остаться в веках.
Программным по отношению к данной теме можно назвать вступление к поэме
“Во весь голос”. Лирический герой негодующе отзывается о тех, кто строчит
романсы в страшное для страны время:
Неважная честь,
чтоб из этаких роз мои изваянья высились
по скверам,
где харкает туберкулез.
В поэме стихи вновь сравниваются с грозным оружием: “моих страниц войска”,
“кавалерия острот”, “рифм пики”. Они должны предстать глазам потомков:
Весомо, грубо,
зримо, как в наши дни
вошел водопровод, сработанный
еще рабами Рима.
Объекты, которые выбирает автор для сравнения со стихами, носят нарочито
приземленный, материальный характер. В этом также отражается вера поэта
в то, что литература есть производство, продукт которого — важен и непосредственно
ощутим.
Отдельно следует сказать об отношении героя к славе, к признанию потомков.
С высоты своего творческого альтруизма он провозглашает:
Мне наплевать на бронзы многопудъе,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Герой мечтает о счастливом будущем своего отечества, в которое немало
сил вложено и самим поэтом.
“Слово — полководец человечьей силы”, — говорит Маяковский. Поэзия нужна,
чтобы бороться с “хламом” жизни и чтобы утверждать новую реальность
— и она должна делать это в интересах рабочего класса. С данной точки
зрения, “Нигде кроме как в Моссельпроме” — “поэзия самой высокой квалификации”.
Поэт огромного и многогранного таланта, Маяковский — лирик и трибун
— считает своим предназначением, прежде всего, служение своему классу.
Ради этого он отрекается от “личных мотивов”, становясь “на горло собственной
песне”. И, хотя в одной из строк герой признается: “И мне агитпроп в
зубах навяз”, — но, проводя итоги творческой биографии, он имеет полное
право заявить:
Я
всю свою
звонкую силу поэта тебе отдаю,
атакующий класс.