<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
"Навеки
любовью ранен"
Одна
из вечных тем в литературе — тема любви — проходит через все творчество
В. Маяковского. "Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит
работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце
работает, оно не может не проявляться во всем", — считал поэт.
Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием
— вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и
о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его
лирического героя. Откроем поэму "Облако в штанах" (1914 г.),
и нас сразу, с первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной
любви:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость
тех переживаний, какие описаны в поэме:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
"Приду в четыре", — сказала Мария.
Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания.
И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще
невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За
личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир,
враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую,
украли его любовь.
И Маяковский восклицает: "Любить нельзя!" Но не любить он
не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любви. Эти
его чувства находят отражение в поэме "Флейта-позвоночник".
И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы:
Версты улиц взмахами шагов мну,
Куда уйду я, этот ад тая!
Какому небесному Гофману
выдумалась ты, проклятая?!
Обращаясь к Богу, поэт взывает:
...слышишь!
Убери проклятую ту,
которую сделал моей любимою!
О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорят
другие произведения Маяковского 1916— 1917 годов. В поэме "Человек",
звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих
лишь страдание:
Гремят на мне
наручники,
любви тысячелетия...
И только
боль моя
острей —
стою,
огнем обвит,
на несгораемом костре
немыслимой любви.
В стихах, обращенных к любимой, столько страсти, нежности и вместе с
тем сомнения, протеста, отчаяния и даже отрицания любви:
Любовь!
Только в моем
воспаленном
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите —
срываю игрушки-латы
я,
величайший Дон-Кихот!
В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы "Люблю"
(1922 г.), "Про это" (1923 г.). Поэма "Люблю" —
это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в
жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную,
страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже
в поэме "Про это" лирический герой предстает перед читателями
опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью. Поэт
глубоко переживает, что радости жизни его не коснулись:
В детстве, может,
на самом дне,
десять найду
сносных дней.
А то, что другим?!
Для меня б этого!
Этого нет.
Видите —
нет его!
Дальше, обращаясь из будущего в настоящее, поэт с горечью замечает:
Я свое, земное, недожил,
на земле
свое недолюбил.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы
и автором. Но то, что в поэме "Про это" ее лирический герой
несет в себе реальные черты автора, — это несомненно, об этом говорят
многие детали поэмы. Любовь поэта была сильна. Но уже в 1924 году, в
стихотворении "Юбилейное", в задушевной беседе с Пушкиным
Маяковский с улыбкой сообщает:
Я
теперь
свободен
от любви
и от плакатов.
И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит:
Было всякое:
и под окном стояние,
письма,
тряски нервное желе.
Вот
когда
и горевать не в состоянии —
это, Александр Сергеевич,
много тяжелей...
...Сердце
рифмами вымучь —
вот
и любви пришел каюк...
Эти строки, разумеется, не отрицают любви вообще. В стихотворении "Тамара
и Демон", опубликованном в феврале следующего года, Маяковский
с грустью констатировал: "Любви я заждался, мне 30 лет". А
в стихотворении "Прощайте" иронизирует:
Где вы,
свахи?
Подымись, Агафья!
Предлагается
жених невиданный.
Видано ль,
что человек
с такою биографией
был бы холост
и старел невыданный?!
Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. "Как-нибудь
один живи и грейся", — пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько
горечи в этих словах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский.
Но он не мог согласиться с несбыточностью любви, ее запредельностью:
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда!
Поэт не мыслит себя без любви — идет ли речь о возлюбленной или обо
всем человечестве.
На самой высокой лирической ноте завершаются стихотворения "Лиличка",
"Письмо Татьяне Яковлевой". Чувства поэта на высшем пределе.
Он действительно навеки ранен любовью. И рана эта незаживающая, кровоточащая.
Но как бы драматично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может
не потрясти сил а этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость
жизни. Поэт имел все основания говорить:
Если я
чего написал,
если
чего
сказал —
Тому виной
глаза-небеса,
любимой
моей
глаза.