<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
«Я
хочу быть понят моей страной...» (По лирике В. Маяковского)
Громадный,
угловатый,
как плотина,
стоит он поперек любых неправд...
Е. Евтушенко
“Нет, весь я не умру”. Эти бессмертные пушкинские слова можно адресовать
и Владимиру Маяковскому. Время и над ним не властно. Обожествляемый
и хулимый, распятый и воскресший, он все-таки с нами. С ним можно соглашаться,
спорить, но пройти мимо его стихов равнодушно нельзя!
Бывшая плошадь Маяковского в Москве, нынче снова Триумфальная. В центре
стоит он. Открытый жест, распахнутость, предельная откровенность. А
мне почему-то поэт всегда представлялся иным: тонким, ранимым, так и
не нашедшим ни настоящей любви, ни подлинного понимания.
Уже в раннем творчестве его лирический герой крайне противоречив. Вот
он с презрением заявляет, срываясь на крик:
...я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжира и мот.
Но вдруг разоблачительный пафос исчезает, и перед нами предстает человек,
которому страшно и одиноко в этом беззвездном мире, который мечтает
о том, “чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда”.
Маяковский хочет найти родственную душу, быть понят хоть кем-то. О том,
чтобы быть понятым всей страной, он еще не мечтает. Но и это естественное
желание обрести хотя бы одного единомышленника недостижимо:
Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать некому.
И вот наступил 1917 год. “Моя революция”, — так охарактеризовал Маяковский
события Октября. Сейчас, когда взгляды и мнения людей резко изменились,
когда Ленин из идеала и божества превратился в “самого злонамеренного”
человека русской истории, как охарактеризовал его А. Солженицын, вправе
ли мы осуждать Маяковского и многих других, искренне поверивших, что
ненавистный им “мир жирных” будет сметен, что в стране воцарятся свобода
и взаимопонимание?
Как много работал Маяковский в эти годы! Писал стихи, которые порой
не отвечали высоким художественным вкусам. Но ведь не сильные в эстетике
прекрасного крестьяне и солдаты восхищались его частушками! “Плохо?”
— спросите вы. Безусловно! Но разве не кроется за всем этим горячее
желание быть услышанным и понятым хоть так, через плакаты, агитки, лозунги?
Чувство долга — вот одно из свидетельств духовной значительности Маяковского.
В поэме “Про это” есть удивительные строчки:
Должен стоять,
стою за всех, за всех расплачусь,
за всех расплачусь.
Он мечтал о тончайшей связи своего лирического героя с людьми, о понимании
и доверии к нему самому, поэту, отдавшему весь талант “атакующему классу”.
Однако все чаще и чаще Маяковского одолевали сомнения. Строчка, вынесенная
в качестве темы данного сочинения, имеет ведь продолжение, в котором
звучат мотивы одиночества и неразделенности мыслей:
Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят — что ж,
по родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь.
Думаю, эти слова принадлежат не “агитатору, горлану-главарю”, а сомневающемуся
и очень страдающему человеку.
Перед смертью В. Маяковский написал “Во весь голос: первое вступление
в поэму”. У меня сложилось впечатление, что поэт сознательно обратился
к потомкам, разуверившись в том, что его поймут современники. Именно
им, людям будущего, он стремится объяснить свою позицию в искусстве,
на их понимание и великодушие он рассчитывает:
Заглуша
поэзии потоки, я шагну
через лирические томики, как живой
с живыми говоря.
Именно в этом произведении мы находим строчки, свидетельствующие о глубокой
душевной драме поэта:
Но я
себя
смирял,
становясь на горло собственной песне.
Неужели современные литературоведы, с высокомерием рассуждающие о творческих
просчетах и явной деградации поэта Владимира Маяковского, не чувствуют
той страшной тоски и боли, которыми наполнены эти слова?!
Вильгельм Кюхельбекер в 1845 году писал:
Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжеле всех судьба казнит Россию...
Это строки о Пушкине, Лермонтове, Блоке, Есенине и, конечно, о Маяковском!
Не понятый современниками, объявленный “лучшим и талантливейшим” после
смерти, оплеванный в наши дни, поэт так и остался одинокой звездой на
небосклоне русской поэзии XX века. Но очень хочется верить, что пройдут
годы, новые читатели обратятся к стихам Маяковского и наконец поймут
все богатство его поэтического мира, всю глубину его личности.
Я думаю, что это понимание не за горами. И поняла я это, случайно прочитав
стихотворение одной десятиклассницы:
Здравствуйте, Маяковский!
А я принесла Вам листья.
Резные кленовые листья,
Желтые и с багрянцем!
Идут, идут к Маяковскому люди с душой, открытой прекрасному, доброму.
Идут и всегда будут идти!