<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Традиции
Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.
Поэт
Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как "агитатор,
горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через
лирические томики, как живой с живыми говоря". Его поэзия громка,
неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова
ассоциируются с творчеством поэта и выражают его. Это действительно
поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что
он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в узкий и
тесный мир наших мыслей и забот.
Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной степени
талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многолика: от плакатов
РОСТА с краткими и меткими подписями до поэмы о целой стране ("Хорошо!");
от антивоенных стихов 10-х годов до нежных, возвышенных поэм про любовь
("Облако в штанах", "Флейта-позвоночник").
Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанство, быт,
обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях Маяковский
верен традициям русской литературы, так как продолжает тему, начатую
еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Если рассмотреть
стихотворения Маяковского "О дряни" и "Прозаседавшиеся",
то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр комических
приемов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются
дальше "тихоокеанских галифищ" и стремления "фигурять"
в новом платье "на балу в Реввоенсовете". Поэт использует
и разящие эпитеты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно
ярко вскрывают суть порока гипербола, сарказм и гротеск.
Для примера проведем параллель между "Прозаседавшимися" и
"Ревизором". И стихотворение Маяковского, и пьеса Гоголя -
законченные литературные произведения с завязкой, кульминацией и развязкой.
Начало обоих произведений гиперболично: в одном это безнадежные попытки
чиновников попасть на несколько заседаний сразу, где обсуждается "покупка
склянки чернил", а в другом произведении чиновники от ужаса признают
в Хлестакове ревизора. Кульминация представляет собой гротеск. В "Прозаседавшихся":
"И вижу,
Сидят людей половины.
О, дьявольщина! Где же половина другая?"
В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Более плавен
переход к кульминации в "Ревизоре", но по своей абсурдности
она не уступает "Прозаседавшимся" и характеризуется, например,
такими ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский,
просящий довести до сведения его императорского величества, что в "таком-то
городе живет Петр Иванович Бобчинский". В развитии "Ревизора"
Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость
наказания. Развязка "Прозаседавшихся" иронична, что, вероятно,
говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, неистребимость бюрократизма.
Если говорить о стихотворении Маяковского "О дряни", то здесь
мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть
головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет "тихоокеанские
галифища", и саркастическое выражение "мурло мещанина",
и сравнение "зады, крепкие, как умывальники". Поэт без стеснения
употребляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский
быт, который "страшнее Врангеля". Это стихотворение можно
соотнести с пафосом творчества Салтыкова-Щедрина. В его произведениях
сарказм, гротеск и гипербола встречаются буквально на каждой странице,
особенно в "Диком помещике", "Повести о том, как один
мужик двух генералов прокормил", "Истории одного города".
В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики.
Подобный прием использовал и Маяковский в пьесе "Клоп", где
Пьер Скрипкин переносится в будущее.
В. В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не только
в использовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических
произведений, направленных против косности мышления, бюрократического
и мещанского бытия и обывательской пошлости. Традиции русской сатиры
были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф
и Петров, Фазиль Искандер.