<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Образ
Чацкого
Александр
Сергеевич Грибоедов — гениальный художник русского реализма, создатель
бессмертной комедии “Горе от ума”. Как истинно великий и гениальный
писатель, Грибоедов ставил и решал в своем творчестве основные, важнейшие
вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия “Горе
от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного
воспитания многих поколений России. Свою нравственно-воспитательную
силу комедия не утратила и сегодня. В последнее время, к сожалению,
она стала очень актуальной. Поклонение золотому тельцу, осмеянному в
комедии, выросло в наши дни и стало самым популярным занятием. Все то,
что подвергал критике Грибоедов, можно отнести с небольшими изменениями
к нашей действительности.
Грибоедов не только отразил “свой век”, но и показал борца, способного
изменить этот порядок. Комедия показала личную и общественную драму
Чацкого. Конфликт героя с окружающей средой распространяется на все
его житейские отношения, в том числе и на интимно-любовные. “Не человек,
змея”,— говорит о нем Софья. А давно ли она была его сторонницей, разделяла
передовые взгляды на общество, образование, службу Родине. Чацкий удивлен
переменой в Софье:
“Послушайте, ужли слова мои все колки
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так: ум с сердцем не в ладу”.
А в ладу ли с собой наш герой? Он спорит с Павлом Афанасьевичем, доказывая
свою правоту, ругая признанные в этом доме авторитеты:
“А судьи кто?
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?”
Высказывает не разделяемые хозяином мысли на воспитание, образование,
службу. Чацкий желает прогресса, которого так боится Фамусов и его окружение.
“Служить бы рад, прислуживаться тошно”, — замечает Александр Андреевич.
Павел Афанасьевич же придерживается полярно противоположного мнения.
Говоря об известном чиновнике, взятом им за образец, Фамусов признается:
“Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...”
На что Чацкий парирует:
“И точно, начал свет глупеть...”
Александр Андреевич, видя холодность Софьи, не хочет в это верить. Любя
ее всем сердцем, Чацкий упрекает героиню, что она его дразнила, “надеждой
завлекала”, но он лукавит перед собой и нами. Софья сразу дала ему понять,
что он ей безразличен. Но влюбленный Чацкий отказывается в это верить
и проходит свой “мильон терзаний”, по образному выражению Гончарова.
Чацкий смелый и самоотверженный борец с косностью и чванством, низкопоклонством
и бездуховностью. Внешне он терпит поражение в столкновении с фамусовским
обществом. Объявив сумасшедшим, окружающие отвергают его, а главное,
он узнает всю правду о Софье, ее нелюбви к нему, о счастливом сопернике
Молчалине. Наш герой с возмущением говорит:
“Безумным вы меня прославили всем хором,
Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет”.
Чацкий покидает это общество, отвергшее его. Герой в поиске единомышленников,
которые не только поддержат его, но и разделят с ним свои взгляды, идеи
переустройства России. И мы знаем, что это будущие декабристы, благородные,
сильные, стремящиеся отдать силы, талант, знания на пользу России.