<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Можно
ли считать Чацкого лишним человеком?
В
первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко
человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин,
Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди,
чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы
окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные
жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить.
Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей
их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы
удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, — пассивность
и бездеятельность, беспомощность существования.
Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом
лишнего человека.
Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно
обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое
подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий
оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорец-ких. Его
считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский
герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным
миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной
<...> мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу...”. “Он
чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода
от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние
Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни ньлримирима”, позволяет нам
полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того,
грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший,
обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья
в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить
пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.
Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового
общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками
и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного
занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно
настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую
растрачивая невостребованные таланты.