<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Мое
отношение к Софье («Горе от Ума»)
Если
Александр Андреевич Чацкий в комедии Грибоедова является самой реальной,
понятной нам фигурой, которой мы сочувствуем, то образ Софьи Павловны
— наиболее сложный и противоречивый из всех, и к нему куда как труднее
выразить свое отношение.
Пока ты не знаком ни с какими рецензиями, откликами на комедию и статьями
многих русских писателей о пьесе, то читаешь ее без предубеждения и
имеешь возможность составить свое мнение о каждом из ее героев. С первых
строк комедии мы знакомимся с Софьей, и именно в первом действии через
реплики действующих лиц мы начинаем угадывать ее характер. Какой она
нам кажется?
Это умная романтичная девушка, воспитанная на французских сентиментальных
романах, которые в изобилии тогда распространялись по России и особенно
популярны были в среде столичной молодежи. Софья такая, как все девушки
того времени: начитавшись этих книг, она невольно отдается романтическим
мечтам о счастливой любви. Какой она ее представляет? Примерно такой:
красивая богатая девушка влюбляется в бедного прекрасного юношу, и он
тоже боготворит ее.
Размечтавшись таким образом, она находит свой идеал в хитром и расчетливом
Молчалине: он представляется ей скромным, умным, нежно и робко любящим.
Но мы-то знаем, что он не такой, а Софья — она ослеплена чувством и
готова на многое ради него. Этой искренней любовью мне и нравится Софья.
А ее заблуждения — это не ее вина, а общества, в котором она воспитывалась.
Какой бы она ни была романтичной, влюбчивой и благородной в своих чувствах,
она все-таки принадлежит своей среде. А Чацкий — совершенно иной. Именно
его ум и отличие от других, “нормальных”, и отталкивает Софью от Чацкого:
он ей непонятен и далек. Она ради приличия поддерживает с ним отношения,
но не питает к нему никакого живого, чувства. Чацкий ошибается: Софья
никогда его не любила. В этом она вполне честна.
Но полностью отказавшись от Чацкого (она все время мечется между ним
и своим обществом), она окунается в свою среду и невольно становится
врагом Чацкого. Она вынуждена поддерживать слухи о сумасшествии Чацкого,
и в этом она не уступает остальным: самому Фамусову и его гостям.
Но личная драма Софьи в том, что ее обманывает Молчалин. Перейдя на
сторону Молчалина и людей фамусовского круга, она вдруг обнаруживает,
что это подлые и низкие люди. И мне кажется, что в конце концов она
понимает, что глубоко ошиблась. Не будь у нее ума, она так и не смогла
бы это осознать.
“Она также получила свой миллион терзаний”, — говорит Гончаров. И он
прав: образ Софьи глубоко трагичен. Ее душа испорчена, искажена этим
обществом, и оно же ее предает. Несмотря ни на что, Софья — самая привлекательная
фигура из всего “фамусовского” ряда, она скорее жертва, чем гонитель
всего светлого. И этим она мне нравится.