<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Личность
и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Александр
Сергеевич Грибоедов реалистически изобразил в своей комедии “Горе от
ума” жизнь России в первой четверти XIX века. Перед нами предстали живые
образы русских людей того времени, показаны их взгляды, привычки, обычаи.
Все они являются типичными представителями своего времени и класса.
Основным конфликтом пьесы является столкновение “века нынешнего” и “века
минувшего”, двух эпох русской жизни, старого, патриархального уклада
и нового, передового, представленного в образе главного героя Александра
Андреевича Чацкого.
“Век минувший” был с мастерством очерчен в образах фамусовской Москвы,
то есть самого барина Павла Афанасьевича Фамусова и его окружения.
Фамусов - типичный московский барин со всеми характерными для того времени
взглядами, манерами и образом мыслей. Единственное, перед чем он преклоняется,
- это чины и богатство. “Как все московские, ваш батюшка таков: желал
бы зятя он с звездами да с чинами”, - характеризует своего барина служанка
Лиза.
На службе у Фамусова процветает кумовство и протекция. Он сам заявляет
об этом открыто: “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины,
свояченицы детки”.
Идеал Фамусова— “вельможа в случае”, Максим Петрович, который “в чины
выводит” и “пенсии дает”. Он “не то на серебре, на золоте едал, сто
человек к услугам, весь в орденах, езжал-то вечно цугом”. Однако при
всем своем надменном нраве и “он сгибался вперегиб” перед вышестоящими,
когда надо было подслужиться.
Фамусов предпочитает служить “лицам, а не делу” и предлагает поступать
так же Чацкому: “Поди-ка послужи”, на что тот с возмущением замечает:
“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Семейственность - еще один из идеалов, столь дорогих сердцу Фамусова.
Кузьма Петрович, “почтенный камергер”, с “ключом, и сыну ключ умел доставить”,
“богат и на богатой был женат”, заслуживает глубокого уважения со стороны
Фамусова.
Фамусов не очень образован, и ему хорошо “спится от русских книг”, в
отличие от Софьи, которой нет “сна от французских книг”. Но вместе с
тем у Фамусова сложилось довольно трезвое отношение ко всему иностранному.
Ценящий патриархальный уклад жизни, он клеймит Кузнецкий мост и “вечных
французов”, называя их “губителями карманов и сердец”.
Бедность считается большим пороком в фамусовском обществе. Так Фамусов
прямо заявляет Софье, своей дочери: “Кто беден, тот тебе не пара”, или:
“У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь, будь плохонький,
да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. При этом заботливый
отец проявляет поистине житейскую мудрость, заботясь о будущем своей
дочери.
Еще большим пороком в этом обществе является ученость и образованность:
“Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда,
безумных развелось людей, и дел, и мнений”.
Мир интересов фамусовского общества довольно узок. Он ограничивается
балами, ужинами, танцами, именинами. Противясь наступлению “века нынешнего”,
Фамусовы, молчаливы, скалозубы продолжают защищать Екатерининскую эпоху,
заботясь больше всего о том, чтобы сохранить старую жизнь, самодержавно-крепостнический
строй, подольше удержать “век покорности и страха”.
В комедии “Горе от ума” Грибоедов изобличает моральное разложение и
косность московского дворянства, его бесчеловечное отношение к крепостным,
преклонение перед всем иностранным и полную оторванность от народа и
всего русского. В их среде господствует смешение “языков французского
с нижегородским”.
“Век нынешний” представлен в комедии Чацким и тем молодым поколением,
от имени которого он выступает.
Чацкий - дворянин. Он имеет 300-400 крепостных душ крестьян, получил
обычное для дворянской молодежи воспитание и образование, а потом, как
и многие молодые люди того времени, уехал “ума искать”. В образе Чацкого
воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому
народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, а не лицам,
высокоразвитое чувство собственного достоинства, истинная культура и
просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устройством.
Поэтому, вернувшись из путешествий и не найдя никаких перемен к лучшему,
он вступает в открытый конфликт с теми людьми, к кругу которых сам принадлежал
по праву своего рождения.
Чацкий выступает с резким обличением крепостного права. Он обрушивается
на тех “негодяев знатных”, которые меняют своих преданных слуг на борзых
собак, сгоняют на крепостной балет “от матерей, отцов отторженных детей”,
а потом распродают их поодиночке.
Герой — истинный патриот своей родины, мечтающий приносить пользу своему
Отечеству, служить своему народу. Он хочет служить “делу, а не лицам”,
а когда не находит такого дела, то отказывается от службы вовсе, потому
что “служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Как страстный патриот своей родины, Чацкий верит в прекрасное будущее
своего народа. Герой комедии мечтает о времени, когда Россия воспрянет
“от чужевластья мод” и “умный, бодрый наш народ хотя б по языку” не
будет считать своих господ за немцев. С горькой иронией он рассказывает
о французике из Бордо, который ехал в Россию “со страхом и слезами”,
а приехал и нашел, что “ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского
лица” не встретил.
Так как Грибоедов в лице Чацкого хотел показать представителя Северного
тайного общества, то изобразил его страстным агитатором. В комедии много
монологической речи. Чацкий - прекрасный оратор: ему свойственна лексика
декабристов, он часто употребляет такие слова, как “Отечество”, “свобода”,
“свободный”. Он обладает острым, критическим умом. Это говорит о том,
что главный герой был не просто умным человеком, а вольнодумцем. Он
является носителем передовых идей своего времени, но, как все прогрессивные
люди того времени, терпит крах от своего ума, передового разума.
Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе,
показал типичных людей своего времени и класса, наделив их живыми чертами.
Реализм комедии заключается в том, что победа, вопреки симпатиям автора,
оказывается на стороне фамусовского общества, стремящегося всеми силами
подольше сохранить устоявшиеся порядки. Чацкий вынужден бежать из Москвы.
Грибоедов как бы предсказывает политическое поражение декабристов в
1825 году на Сенатской площади.