<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Идейное
и художественное богатство комедии «Горе от ума»
Комедия
“Горе от ума” появилась накануне восстания декабристов. Она отразила
общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России
после Отечественной войны 1812 года.
Пьеса имела огромный успех, была восторженно встречена всеми передовыми
людьми России. По словам Пушкина, комедия “произвела неописанное действие
и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами”.
“Горе от ума” — комедия социально-политическая. В ней поставлены злободневные
вопросы того времени: о крепостном праве, о государственной службе,
о просвещении, воспитании, рабском подражании и презрении ко всему национальному,
народному.
В основе конфликта лежит столкновение между веком нынешним и минувшим.
Представителем “века нынешнего” является Чацкий, а “века минувшего”
— фамусовское общество.
Чацкий — выразитель идей декабристов. Он выступает против устоев фамусовского
общества, против крепостного права, “Несторов негодяев знатных”, “зловещих
старух”.
Чацкий обличает тех, кто без зазрения совести меняет своих верных слуг
(и “честь и жизнь его не раз спасали”) на “борзые три собаки”. Он обрушивает
свой гнев на того “любителя” искусства, который “на крепостной балет
согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей”, а затем
распродал их поодиночке.
Чацкий обличает “век минувший”, “век покорности и страха”, тех, кто
является идеалами фамусовского общества, — Максима Петровича (который
“не только на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; весь в
орденах езжал-то вечно цугом”), Кузьму Петровича (“с ключом, и сыну
ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат”).
Представители фамусовского общества видят в службе источник наживы.
Например, полковник Скалозуб не стесняется в выборе путей для продвижения
по службе:
Довольно счастлив я в товарищах своих, Вакансии как раз открыты, То
старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.
Фамусов говорит, что при нем “служащие чужие очень редки; все больше
сестрины, свояченицы детки”. У Фамусова даже такой обычай: “подписано
— так с плеч долой”.
Именно поэтому Чацкий, который готов служить “делу, а не лицам”, отказывается
от службы: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Фамусовское общество оценивает людей не по уму, а по богатству, по способности
“чины добыть” и “сгибаться вперегиб”. Недаром Лиза говорит:
Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да
с чинами.
Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он “и золотой мешок,
и метит в генералы” и “выгод тьму по службе получил”.
Фамусовщина — это косность, реакция, рутина, болото, которое поглощает
все новое, передовое. Представители фа-мусовской Москвы больше всего
на свете боятся проявления вольности: “Они тотчас: разбой! пожар!” Главную
причину возникновения вольнодумства они видят в учении:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Они считают, что “уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь”.
Именно поэтому фамусовское общество называет Чацкого “карбонарием”,
вольнодумцем, “опасным человеком”, “вольтерьянцем ”. Он настоящий возмутитель
спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.
Здесь больше всего боятся молвы (“грех не беда, молва нехороша”).
Молчалинство — вот типичная черта этого прогнившего общества. Молчалин
— воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам
своего отца, который завещал ему “угождать всем людям без изъятья”.
И в этот мир, где “Молчалины блаженствуют на свете”, врывается Чацкий
с его тревогами, мечтами о будущем России...
Герой Грибоедова поднимает свой голос и в защиту национальной культуры.
Чацкий — горячий патриот. Вернувшись домой, он не находит ничего, кроме
торжества пороков, позорного раболепия перед “французиком из Бордо”.
“Воскреснем ли когда от чужевластья мод?!” — с горечью восклицает Чацкий.
Грибоедов рисует своего героя не побежденным, несмотря на пережитую
личную драму, а победителем. Это отметил Гончаров: “один в поле не воин”.
Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель!
Комедия поразила современников не только остротой общественно-политических
проблем, но и художественной новизной, оригинальностью формы.
Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции
классицизма, Грибоедов ввел в пьесу черты реализма (даже есть отдельные
черты романтизма).
Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типические образы.
Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей,
что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей
— Фамусовых и Чацких.
Ярко раскрыл художественное своеобразие комедии Грибоедова Гончаров
в критическом этюде “Мильон терзаний” (1871 г.). Он отмечал наличие
в пьесе двух “пружин”, которые движут развитием действия: в первой части
— это любовь Чацкого к Софье, а во второй — сплетня о безумии Чацкого.
Образы героев развиваются в ходе самого действия.
Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики.
Например, Молчалин употребляет частичку “с”, когда говорит с людьми
высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом “с” выражается стремление
угодить.
Язык Чацкого — язык оратора. В его речи много слов публицистического
стиля.
Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов (“Мы с нею вместе не
служили”, “За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом,
мне на шею”).
Пушкин отмечал особенности языка “Горя от ума”, подчеркивал, что половина
стихов комедии “войдет в пословицы и поговорки”. Он оказался прав. Очень
многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками (“Счастливые
часов не наблюдают”, “Злые языки страшнее пистолета” и другие).
Эту особенность подчеркнул и Гончаров, говоря, что “грамотная масса...
обратила мильон в гривенники”, выучив “Горе от ума” наизусть.
Гончаров писал о комедии в 1871 году, когда прошло уже много лет с момента
ее создания, но она не потеряла своей свежести и моложавости.
Прошло более ста лет с тех пор, как были написаны эти слова, но комедия
по-прежнему не сходит со сцен наших театров. Она поистине бессмертна!