<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Идеи
декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Комедия
“Горе от ума” была написана накануне декабрьского восстания 1825 года.
Грибоедова связывали с декабристами и политические взгляды, и дружеские
узы. Одно мнение было у них о самодержавии, необходимости отмены крепостного
права, изменения политического строя России. Однако формально он не
состоял членом ни одного тайного общества. Грибоедов не разделял взглядов
своих друзей на методы ведения борьбы, не верил в успех ими задуманного.
Он говорил, что “сто прапорщиков не в силах изменить государственный
строй России”. Но он так тесно был связан с тайными обществами, что
поражение их грозило и ему. Друзья понимали это, и решено было в случае
неуспеха двух Александров (Грибоедова и Пушкина) не выдавать.
Тонкий дипломат, человек, превосходно разбирающийся в военном деле,
прекрасный музыкант, композитор, Грибоедов прежде всего был гражданином
своего Отечества. И он не мог не отразить в своем произведении тех пороков,
что царили в крепостнической Российской империи. Комедия явилась острой
и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, она как бы не впрямую,
но очень угадываемо показала борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников,
отсталостью самодержавия и новыми настроениями, царившими среди прогрессивной
дворянской молодежи.
Представителем этой молодежи в комедии является Александр Андреевич
Чацкий. Чацкий — выразитель идей декабризма. Герцен писал, что если
и отразился сколько-нибудь в русской литературе тип декабриста — то
это в Чацком.
Биография Чацкого характерна для декабристов. Человек знатной дворянской
фамилии, он воспитывался в доме друга отца, Павла Афанасьевича Фамусова,
важного московского чиновника. Потом он “съехал” от них. Имел триста
(или четыреста) душ крестьян. Служил в Петербурге. Молчалин говорит
ему, что они слышали “с министрами про вашу связь, потом разрыв...”.
Как и многие передовые люди, Чацкий бросил службу. “Кто путешествует,
в деревне кто живет...” — рассказывает он о своих друзьях. Следовательно,
есть друзья, Чацкий не одинок. Недаром он так часто произносит пугающее
Фамусова “мы”: “где, укажите нам, Отечества отцы?”, “теперь пускай из
нас один, из молодых людей...” За каждым его словом сила нового поколения
молодых людей, не требующих “ни мест, ни повышенья в чин”, а служащих
делу своей Родины.
Декабристы прежде всего боролись за отмену крепостного права, раскрывали
всю его паразитическую сущность.
Все гости Фамусова — помещики-крепостники.
Крепостного они не считают за человека, это их собственность, их вещь.
Можно заставить его петь соловьем, пока танцуют и веселятся гости, можно
выслать на поселение, отправить человека, выросшего в городском доме,
в деревню “за птицею ходить”, как обещает Фамусов Лизе. Чацкий гневно
обличает самодурство, “барство дикое” в монологе “А судьи кто?”. Вот
перед нами
Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженных слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
Были в ходу еще и' крепостные театры. Но любители-помещики, державшие
их, никогда не задумывались о тех трагедиях, что разыгрывались в жизни,
а не на сцене, когда крепостных актеров, воспитанных в иных условиях,
грамотных, образованных, знающих даже иностранные языки, от- правляли
обратно в деревню или продавали. Да и в самих театрах чаще царила плетка,
чем муза. И таких “любителей” обличает Чацкий. Он восстает против самодурства
и беззакония тех, кто, “великолепные соорудя палаты” и заимев друзей
в суде, преспокойно живет себе “не видя слез, не внемля стону” (Пушкин).
Крепостничество неразрывно связано с бюрократизмом чиновничества. “Не
служит, то есть в том он пользы не находит”, — осуждает Фамусов Чацкого.
Для самого Фамусова служба — это не польза родине, до которой ему дела
нет, а польза себе, средство укрепить свое положение и положение своих
родственников: “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины,
свояченицы детки”.
Против такого отношения к службе и выступали декабристы. В знак протеста
они бросали ее, уходили в отставку, уезжали в деревни.
Идеал Фамусова — Максим Петрович, который все чины добывал, “сгибаясь
вперегиб”. Для единомышленников же Чацкого это уже предание. Идеал их
— человек, который не торопится “вписаться в полк шутов”, “кто служит
делу, а не лицам”, о чем, не скрываясь, говорит Чацкий. Эти слова вызывают
у Фамусова бурю негодования: “Строжайше б запретил я этим господам на
выстрел подъезжать к столицам”. Мы-то знаем, как относится к делу Фамусов:
“А у меня что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано — так с
плеч долой”. И то, что Чацкий, как все передовые люди, не скрываясь,
говорит о своем презрении к “низкопоклонникам и дельцам”, порождает
у Фамусова неодолимое желание избавиться от таких людей, как Чацкий.
“Не слушаю! Под суд!” — кричит он. В этом споре проявляется гражданственность
Чацкого. “Я не поэт, я — гражданин”, — говорил поэт-декабрист Рылеев.
Долг гражданина — служить на благо Отечества. И здесь мы видим связь
Чацкого с декабристами.
Гражданственность Чацкого мы видим и в его борьбе против галломании,
преклонения перед Западом. “Как с детских лет привыкли верить мы, что
нам без немцев нет спасенья”, — с сожалением говорил он. Его обличительный
монолог о встрече с французиком из Бордо — один из самых страстных.
Передовые люди России, многие из которых вышли на Сенатскую площадь,
боролись за национальную самобытность русского народа, против слепого
подражания Западу. Горькая ирония звучит в словах Чацкого:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя б по языку нас не считал за немцев.
Декабристы были сторонниками всеобщего обучения. Они считали, что ученье
должно охватывать всех и учить надо тому, что пригодится для служения
Отчизне. Военные вводят систему ланкастерских обучений для солдат и
солдатских детей.
Это отражено и в комедии. С негодованием рассказывает княгиня о педагогическом
институте в Петербурге.
...С ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений, —
слышится со всех сторон. И не зря нападают на ученье гости Фамусова:
они чувствуют в этом опасность для себя. “Ученье — вот чума!” — восклицает
Фамусов. Ему вторит Скалозуб. В этой их ненависти чувствуется сила того,
что они ненавидят: сила ученья, живого слова.
Чацкий — представитель передовой молодежи. “Это — декабрист!” — писал
Герцен, Чацкий близок к декабристам не только по своим идеям и воззрениям,
но и по страстности убеждения, вере в правоту своих идей и справедливость
своего дела. Грибоедова часто обвиняли в том, что Чацкий высказывает
свои самые заветные мысли перед Фамусовым и ему подобными, что он “мечет
бисер перед свиньями”. Но это не так. Во-первых, как и большинство декабристов,
он верил, что если указать человеку недостатки его, то он исправится.
Кроме того, Фамусов своей хвалебной “одой” Максиму Петровичу как бы
бросил вызов Чацкому. “Вы, нынешние, ну-тка?” И Чацкий, беззаветно верящий
в правоту своих слов и идеалов, не может не принять вызов. Софья? Чацкий
борется за нее. Каждое его слово обращено к ней. И он уезжает, лишь
поняв, что его усилия прошли даром.
Чацкий не уезжает, а бежит из Москвы. Он терпит поражение. Это как бы
предчувствие поражения декабристов. Но как к Чацкому, так и ко всем
декабристам можно отнести слова Гончарова, что Чацкий и декабристы сломлены
количеством силы старой, но они нанесли ей смертельный удар качеством
силы свежей. Декабристы были первыми. “...Передовой воин, застрельщик
и всегда — жертва”, — продолжает Гончаров.
“Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя!” — писал
из Сибири поэт-декабрист Одоевский. И ко всем им, декабристам, равно
как и к Чацкому, можно отнести слова Пушкина:
Товарищ! Верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!