<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Женские
образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
“Горе
от ума” - выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой
пьесе автору удалось показать все стороны жизни дворянства того времени.
Особое место в комедии занимает мир женщин. Какими же автор показывает
нам представительниц фамусовского общества?
Прежде всего следует сказать о безграничной власти женщин в обществе
московских дворян:
Судьи всему, везде, над ними нет судей, -
говорит о дамах Фамусов. Когда же Павел Афанасьевич узнает о проступках
Софьи, он восклицает: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”
И не князь Петр, не Фома Фомич, а именно женщина!
Очень велика власть женщины в семье: Наталья Дмитриевна Горич обращается
с мужем, будто он маленький мальчик. Платон Михайлович только и слышит:
“Мой милый, застегнись скорей” или “мой ангел, бога ради от двери дальше
отойди”.
Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
И кто жениться нас неволит! -
произносит он. И все же продолжает подчиняться жене. Недаром Чацкий
назвал мужа-мальчика, мужа-слугу “высоким идеалом московских всех мужей”.
А что можно сказать об интересах дам высшего общества? Все, что привлекает
их, - это балы, наряды, французские романы, а матерей - поиск женихов
“с звездами да с чинами” для своих дочерей. Даже такие старухи, как
полуглухая графиня-бабушка и Хлестова, приехали на танцевальный вечер
к Фамусову, несмотря на то, что Хлестова заявляет:
Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?.. - Мученье!
А графиня-бабушка после вечера признается:
Когда-нибудь я с пала да в могилу.
А вот разговор Натальи Дмитриевны с многочисленными княжнами Тугоуховскими:
они, осмотрев друг друга с головы до ног, принимаются обсуждать “складочки”,
“фасон прекрасный”, “тюрлюрлю атласный” и “эшарп”, подаренный кузеном.
Ну а мать шести дочерей занята подбором подходящей партии для своих
дочерей. Увидев новое лицо, Чацкого, она тут же хочет пригласить его
в дом, но узнав, что он небогат и нигде не служит, тут же меняет свое
решение.
Из ряда постоянно кривляющихся дворянских дочек, льнущих к военным,
“потому что патриотки”, несколько выпадает Софья. В ней нет той “страсти
к мундиру”, о которой говорит Чацкий в своем монологе: девушка влюбилась
в “безродного” Молчалина. Она не страшится сплетен, разговоров в свете.
“Что мне молва!” — восклицает она. Софье трудно скрывать свои чувства
и притворяться: когда Молчалин упал с лошади, она готова была “в окошко...
прыгнуть” к нему. Однако Софья принадлежит все-таки к фамусовскому обществу,
и все хорошее, что было заложено в ней природой, потеснила среда, в
которой девушка жила и воспитывалась.
Более того, Софья совершает низкий поступок, ведь это именно она становится
источником злой сплетни о Чацком. Все это отдаляет девушку от таких
людей, как Чацкий, от представителей “века нынешнего”.
В комедии есть еще один женский персонаж - служанка Лиза. Она, конечно,
существенно отличается от других женщин в пьесе, ведь она — девушка
из народа. Согласно классицистической системе амплуа, Лиза является
субреткой, устраивающей барышне свидания с любовником. Сама Лиза отвергает
приставания и Фамусова, и Молчалина. Она страшится “барской любви”,
ее не прельщают всевозможные зеркальца, помады и тому подобные “интересы”,
которые предлагает ей Молчалин. Девушка влюблена в буфетчика Петрушу
и хранит ему верность.
Кроме того, Лиза играет очень важную роль в комедии, ведь она является
вторым резонером, то есть героем, выражающим точку зрения автора. Достаточно
вспомнить, какие меткие характеристики она дает другим персонажам: Чацкому,
Скалозубу, Молчалину.
Таким образом, женщины в комедии воплощают собой черты того общества,
к которому они принадлежат, и делают “картину нравов” жизни московского
дворянства, нарисованную в пьесе, более полной и красочной.