<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Внесценические
персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Написав
первую реалистическую комедию “Горе от ума”, А. С. Грибоедов явился
новатором в этом жанре. До него писатели не ставили специальной задачи
высмеять Москву и ее обитателей. В пьесе же Грибоедова московское, или,
по-другому, фамусовское общество играет главенствующую роль.
Автор взял прототипы людей, которых он знал и которые жили в Москве
в то время, и перенес их в свою комедию, дав им другие, подчас говорящие
фамилии: Фамусов, Молчалин, Тугоуховские, Репетилов и другие. Но их
типы и характеры остались. Герои разъезжают по балам, играют в карты,
танцуют, веселятся и сплетничают, то есть ведут праздную жизнь. Они
ненавидят просвещение, потому что боятся образованной молодежи. Все
они служат только для того, чтобы заработать побольше чинов и “знаков
отличья”. В их среде главенствуют мундир и звание, а человек ценится
по богатству и количеству крепостных душ. И эта картина показана так
ярко, четко и живо, что для нас дом Фамусова со всеми его обитателями
и гостями олицетворяет Москву 10-20-х годов XIX столетия в миниатюре.
Нарушая классицистическое правило трех единств, автор выводит действие
пьесы за рамки дома Фамусова с помощью внесценических персонажей. Это
помогает показать “картину нравов” грибоедовской Москвы в полном объеме.
Они дополняют и расширяют ее.
Большинство внесценических персонажей представлены “веком минувшим”.
Чаще всего это князья и княгини, которые почитаются за образец и высоко
ценятся в среде фамусовского общества. Для Павла Афанасьевича Фамусова
таким образцом для подражания являются Кузьма Петрович (“почтенный камергер,
с ключом и сыну ключ умел доставить...”) и Максим Петрович:
Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался
вперегиб.
Эти “тузы” всеми почитаемы и уважаемы в Москве за свои “заслуги”.
Идеалом Молчалива, всего-навсего бедного секретаря Фамусова, является
Татьяна Юрьевна, которая “балы дает нельзя богаче”. Узнав, что Чацкий
не знаком с ней, он ошарашен, ведь она “известная, — притом чиновные
и должностные - все ей друзья и все родные”. Потом Фома Фомич, который
“при трех министрах был начальник отделенья”. Молчалин восхищается его
слогом только потому, что все им восхищаются, “ведь надобно ж зависеть
от других”. И сюда же относятся эти Дрянские, Хворовы, Варланские, Скачковы,
которые давно уже знают о безумии Чацкого. Это, видимо, известные фамилии,
которые имеют вес в обществе и на которых все ориентируются. Это “судьи”
московского общества.
Также “век минувший” в комедии представляют внесценические помещики-крепостники:
“Нестор негодяев знатных”, выменявший своих преданных слуг на “борзые
три собаки”, помещик-театрал, который согнал на крепостной балет “от
матерей, отцов отторженаых детей”, а потом распродал их поодиночке за
неуплату долгов.
В комедии созданы также пародии на членов тайного союза: Воркулов Евдоким,
Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч. Уже по одним их фамилиям
можно догадаться, что они из себя представляют. Но Репетилов с огромным
азартом рекомендует их Чацкому.
“Век нынешний” также представлен в комедии внесценическими персонажами.
Это двоюродный брат Скалозуба, который “крепко набрался каких-то новых
правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал
читать”.. Фамусов и Скалозуб критикуют его и без устали твердят одно
и то же: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Далее — племянник
княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
князь Федор”. А также среди внесценических персонажей “века нынешнего”
- вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий, употребляя
местоимение “мы”: “Где, укажите нам, отечества отцы...”
Все эти, казалось бы, неприметные и ненужные персонажи дополняют картину
московского общества, делают ее ярче, красочнее.
В комедии “Горе от ума” присутствует вся Москва, со всеми ее достоинствами
и недостатками, с ее великолепием и пышностью балов, обедов, ужинов
и танцев, но в то же время с ее непросвещенностью, преклонением перед
всем иностранным, боязнью всего нового. Введение такого количества внесценических
персонажей подчеркивает типичность сценических и помогает сделать изображение
“картины нравов” Москвы 10—20-х годов XIX века более полным.