<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
В
чем смысл произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Хоть
есть охотники поподличить везде,
Да нынче смех страшит
И держит стыд в узде.
А. Грибоедов
Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени,
ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого
мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения
прогрессивно настроенных людей России.
Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы
не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно. Жизнь
общества в этом смысле их мало интересует.
Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные
неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах. Молодое,
сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе дает таким людям,
как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на
смелые суждения Чацкого.
Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет
собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность. Софья
скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут.
А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным.
На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья Тугоуховские,
например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий.
В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности
друг к другу.
Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку.
Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться.
Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его
в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут
новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны
в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым
у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала
Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается
в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно
она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает
его истинной сути. Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та страсть? То
чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и
суета?” Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот загляденье!..”
Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии.
Она отвечает: “Герой не моего романа”.
Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца
Молчалина, корыстолюбца и подхалима:
С такими чувствами, с такой душой Любим!
Обманщица, смеялась надо мной!
В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам
себе, что горько обманулся в Софье;
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?..
...Вот я пожертвован кому!
Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой
руки Софьи обронившей: “А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно
ль на себя примерить”, — объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро распространяется
по Москве.
Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения
и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам.
В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей,
изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить ход времени.