<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
"Горе
от ума" как политическая комедия
Комедия
"Горе от ума" — одна из подлинно реалистических комедий в
русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо,
психологически верно.
Но современный читатель "Горя от ума" с трудом воспринимает
произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее
Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с
фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие
"прошедшего житья подлейшие черты", заглушают комедийное звучание
произведения.
При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это
— наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм
положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.
"Горе от ума" — политическая комедия, потому что в ней поставлены
злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе,
о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании
всему иностранному. Реализм "Горя от ума" выявляется и в принципах
изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные
правде жизни, яркие, неодномерные. Персонален "Горя от ума"
не карикатуры, а точные подобия живых людей.
Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей
бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм
и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова
предпочтительнее умай здравомыслия Чацкого.
Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому,
Фамусов. Недаром это общество мы называем "фамусовским". Фамусов
— типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства
и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество,
его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество. Ярким примером
безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все
дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова —
тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими
средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению
всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких
перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя
устоев, бунтовщика.
В Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна
тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми.
Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов,
каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое.
В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.
Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает
измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение
к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист,
который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен.
Он основан на военных потерях в армии: "Иные, смотришь, перебиты".
Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской
поры, противника свободы и просвещения.
Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. "Молодые" либеральные
идеи дают возможность этой части дворянства "пошуметь" в клубе.
Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической
силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие
и тормозящие либеральное движение.
По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому
обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее
слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти качества
являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире.
Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это
не только многие основные герои, но и
200
второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская
барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий
— необходимый спутник всех Фамусовых и хлестовых. "Лгунишка он,
картежник, вор... /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить..."
— говорит о нем Хлестова.
Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог "А
судьи кто?" звучит как приговор политическому строю и моральным
устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и
рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он
бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно
и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все
дурное, потому что любит добро и истину.
Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции,
проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не
проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом
и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.
Комедия "Горе от ума" произвела большое впечатление на современников
и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени.
Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин
и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила
своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор,
пока на смену одной эпохе будут 'приходить другие, и он всегда будет
"начинать новый век".