<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
БЫТ
И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ.
А.С.
Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность
проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона
и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой
и талантом русского народа.
Высокообразованный и вое-питанный человек, он владел многими иностранными
языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем,
одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский
характер, душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень
любил Россию.
Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению.
Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-
помещиков, чиновников, взяточников.
Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии
"Горе от ума". В ней Грибоедов возмущается против
самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого
Грибоедов показал взбунтовавшегося человека,
презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность,
культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.
Чацкий - молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся
из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян.
Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был "с
министром знаком", но бросил службу, не желая прислуживаться. Он
гневно протестует против крепостного права. Но таких людей, как Чацкий,
в то время было еще немного. В комедии "Горе от ума" Чацкий
показан во враждебном окружении.
Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и Загорецких,
с их мелкими целями и низкими стремлениями.
Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашней
России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его
отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих
московское дворянское общество.
Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна.
Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и
придворные, круги. Поэтому "Горе от ума" дает широчайшую картину
жизни русских людей начала XIX века.
Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваются фамусовские
взгляды на карьеру, на службу. Сам
Фамусов - богатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического
строя, типичный представитель барской Москвы.
Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать,
сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками,
Фомками. Иначе говоря, презирает их.
Чацкого возмущает барская Москва ценит в людях лишь чины и богатство.
"Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара",
- говорит Фамусов. А далее он добавляет: Вот, например, у нас уж исстари
ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохонъкий, да если наберется
Душ тысяч две родовых, Тот и жених.
К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть
и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших
глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкий
возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно", он считает,
что нужно служить "делу, а не лицам".
Чацкий уважает таких молодых людей, которые "не торопятся записаться
в полки шутов". Ярким примером такого "шута" является
подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшем
угождать "всем людям без изъятья". Еще отец учил его угождать
всем: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанъя
зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была!
Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие человека,
стремящегося сделать себе карьеру, "не разбираясь в
средствах". Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит "по
должности". Чацкий с горечью говорит: "Молчалины блаженствуют
на свете!". Его возмущает их поведение. Он выступает против тех,
кто к службе относится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает:
"подписано, так с плеч долой", то Чацкий говорит: "Когда
в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать
два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа."
Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии.
При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит,
насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает
о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли: Довольно
счастлив и в товарищах моих - Вакансии как раз открыты! То старших выключат
иных, Другие, смотришь, перебиты.
Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени.
"Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки",
- так характеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки.
"Ученостью меня не. обморочишь", - говорит он, приветствуя
проект, по которому в школе будут учить только шагистике, "а книги
сохранят так: для больших оказий". Но не только один Скалозуб выступает
против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит
просвещенных людей. "Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений",
- говорит Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря об образовании,
заявляет: И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ,
лицеев...
Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин,
Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются
отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся
просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение
почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции,
попирающей все живое.
Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает
это "пустое, рабское, слепое подражанье". Его возмущает, когда
какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома.
Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ли когда от чужевластья
мод? Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя по языку пас не считал за немцев!
Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв
к борьбе за национальное достоинство.
Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную,
красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок-гувернанток
привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых
в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие
черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего
правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого - полюбила Молчалина,
хотя и увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. "Чуть
свет - уж на ногах! И я у ваших ног", - говорит он. Но Софья отталкивает
его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит: Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он
будущему тестю равный. В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского
общества, она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась
и жила, "она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света,
ни одна струя свежего воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний").
Софье, по заключению Гончарова, "тяжелее даже Чацкого".
Главный герой комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он
борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков.
В своем знаменитом монологе "А судьи кто?" он сорвал маску
с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился
в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших
"и честь, и жизнь... не раз" на "борзые три собаки".
Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру.
Он мечтает избавить русский народ, свою Россию от плохого, косного и
отсталого. Он призывал к борьбе с насилием, произволом, невежеством.
Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает свои
взгляды в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии "Горе
от ума", направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость
нежность и решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна. Он ценит
национальную культуру, часто использует простонародные выражения.
Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю
протестов в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот,
горячо приветствовали появление комедии "Горе от ума". В.
Г. Белинский писал: "Какая убийственная сила сарказма, какая едкость
иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства...
Какие типические характеры; какой язык, какой стих - энергический, сжатый,
молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились
в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по
всем концам земли русской!"
Комедия "Горе от ума" и сейчас имеет большое значение. Ее
показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и
негодуем. Комедия борется против всего косного и ничтожного, завес передовое
и благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину,
которая сейчас совсем не похожа на барскую Москву времен Грибоедова.