<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Характер
основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Александр
Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил
блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик
и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный
фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию "Горе
от ума".
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов
дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны
1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства
от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить
развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников
(фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).
Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что "учиться
надо, на старших глядя", уничтожать вольнодумные мысли, служить
с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым.
Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим
Петрович и дядя Кузьма Петрович:
...Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают:
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают!..
Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь,
несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей
своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени.
В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он
разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие,
тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику
фамусовскому обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она проявляется
еще не в острой форме. Ведь Фамусов -воспитатель
Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов
уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых:
не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная,
целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку. Смотрели
бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! - раздался военный
клич Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого "А судьи кто?".
В этом монологе Чацкий клеймит "прошедшего житья подлейшие черты".
Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится
в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н
Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д. Сплетни растут, как "снежный
ком". В столкновении с этим миром показана социальная интрига пьесы.
Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига - любовная.
И.А. Гончаров писал: "Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово
в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье". Именно непонятное
Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к
тому "мильону терзаний", под влиянием которых он только и
мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая,
кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится
по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким.
Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей,
но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии
Чацкого: "Он не в своем уме". И слух о сумасшествии Чацкого
несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические,
гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух
жарким монологом "Французик из Бордо", который он произносит
в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих
конфликтов Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. Тайна раскрыта,
сердце пусто, мучениям нет конца. Ах! Как игру судьбы постичь? Людей
с душой гонительница, бич! - Молчалины
блаженствуют на свете! - говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая
гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С
вами я горжусь моим разрывом.
И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому
обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет.
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...
Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный? Наиболее точно
на этот вопрос ответил Гончаров в статье "Мильон терзаний":
"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь
смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся
в пословицу-"Один в поле не воин". Нет воин, если он Чацкий,
и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва".