<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Сила
и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль",
"На дне").
Во
все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из
основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой
тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее
- в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно
это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими
корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить
великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие - Пушкин, Толстой,
Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых
произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант
рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже
опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.
Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на "стариков
с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для
Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один
лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы.
Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец - орел - житель
холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно
для счастья. Это не сила Ларры, а слабость.
В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной
земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий
собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший
вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это
один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература.
Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы
не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях
Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это
силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда
среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает
Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся
в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность
сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному
не нужна опора и
ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека.
Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием
по ходу пьесы.
При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди
глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих
лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на
своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не
желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издевательства. Барона,
живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает
всех, он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки, он не таков,
как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты,
потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по
несчастью.
Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа,
Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на
успокоение после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым
разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет
ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой
любви". Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они
потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности,
а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное
пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает
Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без
уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять
невзгодам.
И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими.
Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над
всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого
пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука.
Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота
на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного - не
утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых
убеждений Горького.
Для Горького сила - в стремлении вперед "к свободе, к свету".
Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот
путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других,
как звезды - искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.