<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
"Дно
жизни" - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне".
Пьеса
Горького "На дне" была написана в 1902 году для труппы Московского
Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать
точного названия пьесе. Первоначально она называлась "Ночлежка",
затем "Без солнца" и, наконец, "На дне". В самом
названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже
никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных
не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым
тоже "уже некуда больше идти". Много сходных черт можно найти
у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток
и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показаны Горьким.
В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных.
Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной
участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки
оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый
из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ,
мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер,
весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно
рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи.
Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем
на пещеру, -трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых
человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.
Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те
немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел
автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. "Не
помню, когда я сыта была, - говорит она. - Над каждым куском хлеба тряслась...
Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть...
Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь..." Рабочий
Клещ говорит о безысходной своей доле: "Работы нет... силы нет...
Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот правда!"
Обитатели "дна" выброшены из жизни в силу условий, царящих
в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился
из колеи, ему грозит "дно", неминуемая нравственная, а нередко
и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные
измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.
И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать
волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура
содержателя ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни",
который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать
последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей
безнравственностью.
Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если
сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми
сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных
бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании,
о его силе и его красоте: "Человек - вот правда! Все - в человеке,
все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело
его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит- гордо!"
Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще
резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую
рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл...
Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в
атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того,
как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал
сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель
мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать
выразителями чьих-либо идей вообще.
Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого
и справедливого персонажа.