<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Ранний
романтизм Горького.
В
конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов
"Очерков и рассказов" нового писателя - М. Горького. "Большой
и оригинальный талант", - таково было общее суждение о новом писателе
и его книгах.
Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали
усиление романтических тенденций в литературе.
Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького,
в таких рассказах, как "Челкаш", "Старуха Изергиль",
"Макар Чудра", в революционных песнях. Герои этих рассказов
- люди "с солнцем в крови", сильные, гордые, красивые. Эти
герои - мечта Горького. Такой герой должен был "усилить волю человека
к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого
гнета ее".
Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода
является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа.
Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ "Старуха
Изергиль", написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил
гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению
народу. Данко - "молодой красавец", смелый и решительный.
Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву.
Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания
спасти их, вывести их из мрака. "Что сделаю я для людей!?"
- сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь,
и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая
путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их
вперед. И тьма была побеждена. "Кинул взор вперед себя на ширь
степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю
и засмеялся гордо. А потом упал и умер". Умирает Данко, гаснет
его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ героя-освободителя.
"В жизни всегда есть место
подвигу", - говорит старуха Изергиль. Идею подвига, возвышенного
и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую "Песню о
Соколе", написанную в 1895 году. Сокол - олицетворение борца за
народное счастье: "О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага
прижал бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью!
О счастье битвы!.." Соколу присущи презрение к смерти, храбрость,
ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает "безумство
храбрых". "Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый
Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови
твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец
зажгут безумной жаждой свободы, света!" В 1901 году Горький написал
"Песню о Буревестнике", в которой с необычайной силой выразил
свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную
революционную бурю: "Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник
гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы:
"Пусть сильнее грянет буря!"
Буревестник - воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину,
и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: "Только
гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем".
Журнал "Жизнь", в котором была напечатана эта песня, был закрыт.
Современник Горького А.Богданович писал: "От большинства очерков
г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое
настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от
очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности".