<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ГЕРОИ
РАННИХ РАССКАЗОВ М.ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ РАССКАЗОВ).
М.Горький
входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было
очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники
с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало
знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только
кусочками знающий Тостого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе
был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама
мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший
жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и читателей,
принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо
таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины "дна
жизни", которые до него никто из писателей не знал изнутри, на
личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М.Горькому обильный материал
для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные
идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении
его творчества.Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда
интересовала жизнь в ее брожении. У М.Горького вырабатывается новый
тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы "среда
заела", которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших
90-м годам XIX столетия лет, у писателя звучит мысль о том, что человека
создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения
М.Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические
рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.
Ранние романтические произведения М.Горького многообразны по жанру:
это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы
- "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". В первом из
них писатель по всем законам романтического направления рисует образы
красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы,
М.Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных
страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством
любви и стремлением к воле.
Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия,
а скорее, как торжество жизни и воли. В рассказе "Старуха Изергиль"
повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале
возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь - носитель
общественного сознания. Ему говорится: "... стариками родитесь
вы, русские. Мрачные все, как демоны". Ему противостоит мир романтических
героев - красивых, смелых, сильных людей: "Они шли, пели и смеялись".
В рассказе ставится проблема этической направленности романтической
личности. Романтический герой и другие люди - как складываются их взаимоотношения?
Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и положено
романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это,
очевидно, проявилось в образе сильного, красивого,
свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни,
противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.
Ему противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как аллегория
пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М.Горький
воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам
романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде,
враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего
их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении
романтическом, наделена отрицательными характеристиками ("Данко
смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери.
Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства").
Данко - герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
М.Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору:
огонь сердца. Подвиг героя
перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает
быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не
только чувство равнодушия, но и враждебности: "Люди же, радостные
и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает
рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек
заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой".
Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для
революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания,
позднее был широко привлекаем официальной идеологией, усиленно внедрялся
в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием "Данко"
и с изображением на обертке горящих сердец).
Однако у М.Горького все не так просто и однозначно, как пытались это
представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить
в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности
ему среды, массы. В рассказе "Старуха Изергиль" явственно
ощущается присущий М.Горькому пафос учительства. Еще явственнее он в
особом жанре - песнях ("Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике").
Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы
и не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции
М.Горького появилась статья с названием "Бывший Главсокол, ныне
Центроуж"). Но на одну важную для писателя в ранний период его
творчества проблему, сформулированную в "Песне о Соколе",
мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической
личности с
миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многом
развита М.Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося,
нередко спившегося бродяги - в те годы их принято было называть босяками.
М.Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко
отразил ее в своих произведениях, заслужив определение "певец босячества".
В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели
XIX века. Новизна была в авторской позиции. Если люди вызывали прежде
всего сострадание как жертвы жизни, то у М.Горького все иначе. Его босяки
- это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами
эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.
Пример этого можно видеть в рассказе "Коновалов". Уже в начале
писатель подчеркивает, что у его героев была профессия, он "прекрасный
пекарь, умелец", им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет
собой одаренную натуру, одарен живым умом. Это человек, который задумывается
о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования:
"Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!". Коновалов мечтает
о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура.
Он говорит о себе: "Не нашел я себе места!". Его увлекают
образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует
себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа "Супруги Орловы".
Григорий Орлов - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем
творчестве М.Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый.
Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел
- например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем
Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному
состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для
людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна
быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он
говорит о себе: "А горит сердце большим огнем ". М.Горький
относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием.
Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе
подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX
века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию,
порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее
будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал
писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни
бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном
течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные писателем
М.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные
для решения вопросов нашего времени.