<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Женские
образы в романах И.С.Тургенева "Отцы и дети" и И.А.Гончарова
"Обломов".
И.С.
Тургенев и И.А.Гончаров стремились показать в своих романах разные образы
русских женщин своего времени.
В романе "Отцы и дети" Тургенев показал нам три основных женских
образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой
и образ Фенечки. Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сергеевну
совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях
с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, "беспрестанно
краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять
о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами.
Даже во внешнем облике автор показывает их противоположность, непохожесть
друг на друга. Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная
осанка. "Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана;
красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий;
спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза
из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною
улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица." Нельзя
сказать, что Катя была красавицей, но "она очень много улыбалась,
застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх.
Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые
руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи..."
Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью
на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно
знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела,
как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала
его, довольная собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь,
а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала
был
влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он
выбрал Катю. Я думаю, что это случилось потому, что Катерина более близка
к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно
общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет
всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.
В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была "беленькая
и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными,
детски пухленькими губками и нежными ручками". Фенечка могла дать
Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно,
заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай
Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.
В романе И.А.Гончарова "Обломов" показаны только два основных
женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской
и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противоположна, как и
облики Анны Сергеевны и Катерины
Сергеевны в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". Ольга Сергеевна
"не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого
колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но
если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько
высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал
и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи
- с станом". Агафья Пшеницына "была очень бела и полна в лице,
так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее
почти совсем не было, а были на их местах две немного
будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза
серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие,
с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней
в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к
лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию".
Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным,
как Штольц. Но душа Обломова не лежала к той жизни,
которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: "Я узнала недавно
только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что
указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!
Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь голову
под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать
под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще,
а чего - не знаю!" Поэтому она бросила Обломова и нашла свое счастье
в Штольце. Обломов тоже нашел свое тихое, спокойное счастье в Агафье
Пшеницыной. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание.
Агафья Пшеницына уважает в Обломове ленивого, изнеженного барина, от
чего в свое время пытались избавиться Ольга и Штольц.
Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины Сергеевны много
общего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели,
не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. Когда
к ним наконец-то приходит любовь, они выходят замуж и становятся прекрасными
женами и матерями. Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала
она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит
ей.
Я считаю, что И.А.Гончаров и И.С.Тургенев очень удачно показывают нам
разные женские образы, разные характеры. И хотя у каждой женщины своя
жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми.