<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Комическое
и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов".
Занимающий
центральное место в творчестве замечательного русского писателя Ивана
Александровича Гончарова, роман восхищает читателей и по сей день. И
неудивительно! Ведь "Обломова" автор писал больше десяти лет,
постепенно оттачивая свое мастерство, слог, добиваясь поразительной
точности во всех сценах. Интересна также временная протяженность различных
частей романа. Действие его разворачивается в течение восьми лет, а
с предысторией даже 32 года. Первая глава продолжается всего одно утро
и день до пяти часов, так как писатель, добросовестно выполняя свою
задачу, в первой главе знакомит нас с
Обломовым, главным героем романа. Дарование Гончарова-романиста раскрылось
в "Обломове" во всем его богатстве, со всеми его особенностями.
Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа.
Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета
романа, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича
с окружающей действительностью. Я считаю, что "Обломов" Гончарова
- это роман-трагикомедия. Хотя в нем много трагического, но немало и
комических сцен, где автор смеется во весь голос.
Одна из главных трагедий этого романа - трагедия Обломова. Илья Ильич
Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33 лет. Автор показывает
нам его портрет: "Это был человек среднего роста, приятной наружности,
с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи".
Автор показывает нам во всех подробностях его быт, дает нам понять,
что это человек нравственно погибающий. "По стеклам лепилась паутина,
напитанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания
на них по пыли заметок на память"; "Лежанье у Ильи Ильича
было его нормальным состоянием". Но почему же один из лучших людей
романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно
умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка
была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать
удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от других, развила
в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние
нравственного раба. В этом и есть трагедия Обломова - такой молодой
человек, еще недавно чем-то увлекающийся, медленно, но верно погружается
в страшную трясину апатии. И никто уже не может вернуть его к миру,
возродить в нем интерес к жизни. Также, я считаю, некоторый трагизм
есть в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный,
почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности.
В отличие от Обломова, сердечного человека, автор описывает нам Штольца
как некую машину: "Он был весь составлен из костей, мускулов и
нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти
вовсе нет, то есть есть кость да мускул,.. цвет лица ровный, смугловатый,
и никакого румянца". Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца
- это его ненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает
событие сильно. Гончаров
неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая
лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит
антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества.
Хотя писатель рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется
какая-то однобокость, неестественность. Иван Александрович со скепсисом
относится к новому человеку. Я считаю, что истоки трагедий обоих героев
- в воспитании. Это два совершенно разных пути.
Обломовцы - хранители традиций древности. Так же, как Обломов, препровождали
время и его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение передавалась
обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем
с природой. Но автор показывает отсталость патриархальности, почти сказочную
невозможность Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том,
что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных.
Причина неестественности Штольца также воспитание, на этот раз "правильное",
рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только
в том, что герой умирает, но и в том, что он живет строго по плану,
его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей,
интересных моментов. Она как точный график времени отправления поездов
на станции, а сам он - поезд,
правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный.
Его идеал, которому ничто не мешало осуществиться, - это достижение
материального достатка, комфорта, личной устроенности.
Я согласен с А.П.Чеховым, который писал: "Штольц не внушает мне
никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему
не верю... Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен."
Трагична дальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. "Все лицо
его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос
был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были
по-прежнему большие, но смятые и перепутанные... На нем была ветхая
шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу
ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку". После смерти
хозяина Захару некуда было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей
Ильичем. Его смерть стала сильнейшим ударом по Захару, который искренне
любил Обломова.
Но в то же время в романе есть очень много сцен, над которыми читатель
смеется от всей души, несмотря на тo, что роман был написан много лет
назад. Многие из них касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича.
Вот, например, сцена из конца первой части. В начале пятого часа Захар
осторожно пошел будить хозяина: "Илья Ильич! А, Илья Ильич!"
Но храп продолжался. Когда Захар наконец дозвался хозяина, тот приказал
ему уйти и заснул. Захар раздраженно восклицает: "Знаешь ты дрыхнуть!
- говорил Захар, уверенный, что хозяин не слышит. - Вишь, дрыхнет, словно
чурбан осиновый!" Но Обломов услышал: "Нет, ты как сказал-то
- а? как ты смеешь так - а?" Захар оправдывается. Ему удается поднять
с постели Илью Ильича, недовольного тем, что его разбудили. В этот момент
в комнату заходит Штольц.
Или комическая сцена в начале второй части, на обеде у Ольги. Обломов,
волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости начали поглядывать
на него и ждать, как он будет его есть.
До сих пор читатели восхищаются замечательным романом Ивана Александровича
Гончарова, в котором неотделимые от жизни
комические и трагические сцены переплетаются, поражая всех.