<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ТЕМА
РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ".
Мои
мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России.
Гоголь
Николай
Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету
Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме,
где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал
как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского
долга перед Родиной. В 1841 поэма была закончена, но члены московского
цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в негодование
от содержания произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые для
Гоголя дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал в,се возможное,
чтобы, минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к
его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед
Россией и народом "показать" хотя с одного боку, всю Русь".
Он писал: "Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже
все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей
мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина во время всей
его работы над поэмой.
Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В "Мертвых душах"
дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов прошлого
века. Губернский город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники
и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках "мертвых
душ", крепостная деревня, столица с ее министрами и генералами
- таков социальный фон поэмы.
Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир "мертвых
душ" - жадных стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников.
Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического
строя сего дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим
произволом.
Миру "мертвых душ" противостоит в поэме лирический образ народной
России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только он
переходит от помещиков и чиновников, от болтунов и оскотинившихся скопидомов
к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем
России - резко меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные
раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое одушевление.
В поэме "Мертвые души" Гоголь выступил как патриот, в котором
жила неотразимая вера в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых,
Собакевичей и Чичиковых.
Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию и
славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых писатель
срывает маски с представителей паразитического дворянского класса. Трагическая
судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах крепостных
людей. Ими Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство
человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки
Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку
и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность
отпечатались на
Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению
книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого
чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое
иной раз черт знает что значит".
За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа.
В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о
любви к свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют вложенные
в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой
главе поэмы.
Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное право
тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт, крепостное
право не увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули
в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки -
это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главенствующая роль
в мировом развитии.
"Мертвые души" - это "энциклопедия жизни крепостной Руси".
Белинский писал: "Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность".
Что же несут эти дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия.
Если бы у нас не было таких людей - выдающихся мастеров слова, как Грибоедов,
Пушкин, Лермонтов,
Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их гражданский
подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать "темные
стороны" русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в
свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью
и самобытностью питали все творчество Гоголя. Вслед за словами великого
поэта, Гоголь смело может сказать: "Я Родину люблю!" Сейчас
в нашей стране идут большие перемены, заново переосмысливаются человеческие
ценность, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Чернышевский писал:
"Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для
своего народа, как Гоголь важен для России". Высоко поэму оценил
Герцен. В произведении, видна прекрасная душа автора, его бесконечная
тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение
величия России.