<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Особенности
жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные
особенности поэмы.
Гоголь
давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь".
Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой
трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души",
написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения
Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало истинное значение
этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь
пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.
Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра
стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая
над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности
жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение
с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения.
Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя.
"Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части
к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает
лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит
целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть
тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать
те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые
души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте
"Божественная комедия", которая называется "Ад".
Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий,
созидательный - образ России. С этим образом связано
"высокое лирическое движение", которым в поэме по временам
заменяется комическое повествование. Значительное место в поэме "Мертвые
души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно
для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых
российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении
человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам
русской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым
в Н. С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета,
так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с
Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может
догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по
принципу градации: один хуже другого.
Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя
воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга,
открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте
этого вам не позволить"), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во
многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ
Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.
По мысли Гоголя это символ "человека-коробочки", в котором
заложена идея неуемной жажды накопительства.
Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:
она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии
"Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается
с темой крепостничества.
Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине".
Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия
идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный
характер: она обличает правительство.
Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ
народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал
душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед
тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь,
что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились
на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную
болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается
это сделать Гоголю. Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной
типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное.
Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина
и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает
еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть
мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует
и излюбленный прием - характеристику персонажа через деталь. Гоголя
можно назвать "гением детализации", так точно порой детали
отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание
имения и
дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание
на заросший английский пруд, на покосившуюся
беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли серые,
то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят
руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной
характеристике, сделанной самим автором: "Ни то, ни се, а черт
знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на человечестве",
который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в засаленном халате,
на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость.
Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается через деталь,
через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С. Пушкин: "Еще
ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость
жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы
вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза
всем".
Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее.
В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины.
Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем
и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями
"Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай".
Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался
неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова
и осталась поездкой в неизвестность.
Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты
несешься? Дай ответ! Не дает ответа".