<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Две
России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые"
и "живые" души в поэме Гоголя.
В начале
работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный,
какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится
в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся
Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так
и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен:
подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду"-I
том "Мертвых душ", затем "в чистилище" -II том "Мертвых
душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен
до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором
Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.
Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору
помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы.
Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала
это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек.
Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете:
"Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность,
паразитизм, безволие.
В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная,
гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится "дубинноголовой"
в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе
на уме.
В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель
показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое,
прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева -
безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость
-это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете
или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная
его страстишка, по словам самого писателя,- "нагадить ближнему,
иногда вовсе без всякой причины".
Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие
от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого
Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается
с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека,
степень омертвения его души.
Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве"
Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого.
Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада
человеческой личности.
К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами",
примыкают и губернские чиновники.
Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я
думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни
чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне
изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь
и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан
- не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые
слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто,
Иване Колесо, .Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине.
Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: "Что
вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?"
Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при
каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли".
Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси?
Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется
художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором
не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь,
куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".