<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Социально-историческое
и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя.
Произведения
Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии
и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности.
Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и
бесправного, живущего под гнетом крепостного права.
Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русской литературе
попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов и хитрецов,
приспособившихся добывать деньги за счет глупости других.
Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачения взяточников,
подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это поэма "Мертвые
души", в которой писатель высмеял общество помещиков-крепостников,
чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", повести "Нос"
и "Шинель", показывающие глупость людей, управляющих государством.
Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя. Существовавшая
социальная действительность наложила глубокий
отпечаток на характеры и взгляды людей того времени.
Это можно показать на примере любого произведения Гоголя. Возьмем, например,
"Мертвые души". В этом произведении выведена целая галерея
моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно
изображает помещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова.
Остановимся подробнее на типах помещиков. Все они эксплуататоры, высасывающие
кровь из крепостных крестьян. Но пять портретов, выведенных в произведении,
все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущи не только социально-исторические,
но и общечеловеческие черты и пороки. Например, Манилов. Он не просто
глупый мечтатель, ничего не делающий, не желающий
трудиться. Все его занятия состоят из выколачивания пепла из трубок
на подоконник или в беспочвенных прожектах моста через пруд да купеческих
лавок, в которых будет продаваться всякая снедь для крестьян. Образ
Манилова - находка Гоголя. В русской литературе он найдет продолжение
в творчестве Гончарова. Кстати, как образ Манилова, так и образ Обломова
стал нарицательным.
В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка, но этот
образ не так уж и однобок, как принято писать о нем в критике. Настасья
Петровна - женщина добрая, гостеприимная (ведь Чичиков попадает к ней
ночью, сбившись с дороги), хлебосольная. Она не так тупа, как принято
о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она
боится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток.
Она скорее морочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется
предложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости.
Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, порожденную
строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая
расчетливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это человек,
бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял, зачем
Чичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умерших
крестьян женское имя Елизавета Воробей, которое он написал через "ер"
(твердый знак). Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной
противоположности - к нищете. Мы это видим в Плюшкине, вечном образе
Скупого. Плюшкин превратился в животное, утратил даже пол (Чичиков даже
принимает его за женщину), стал "прорехой на человечестве".
Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в России дельцов,
подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам других, более
слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями. Подтверждением
этому служит история жизни Чичикова: сначала он "надул" своего
учителя, потом повытчика, затем своего товарища-таможенника. Здесь Гоголь
показывает, что страсть наживы убивает в человеке все человеческое,
растлевает его, омертвляет его душу.
В комедии "Ревизор" перед нами та же глупость, трусость, непорядочность
героев. Главный герой Хлестаков - олицетворение
душевной пустоты, фанфаронства, тупости. Он похож на пустой сосуд, который
можно наполнить, чем угодно. Именно поэтому чиновники уездного города
Н принимают его за важную персону. Они хотят видеть в нем ревизора,
и он ведет себя так, как по их понятиям должен вести себя ревизор-взяточник.
В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту, хвастовство,
стремление выдать желаемое за действительное.
В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только социально-исторические
типы людей, но и общечеловеческие пороки:
пустота, глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя бессмертны,
потому что бессмертны человеческие пороки.