<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ДУШИ
"МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ.
Объясняя
замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы - "ничуть
не портреты с ничтожных людей, напротив в них собраны черты тех, которые
считают себя лучше других".
"Мертвые души" - это представители господствовавших в то время
общественных слоев. Поэма построена как похождение "приобретателя"
Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т.е.
не вычеркнутые из ревизских списков, души.
Центральное место в первом томе занимают пять "портретных"
глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану,
показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников
и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических
сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку. Гоголь дает
эти главы В определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова
(2 глава) сменяет мелочная Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя
жизни Ноздрева (4 глава) - прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает
эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший свое имение и крестьян
до полного разорения.
С большой выразительностью в "портретных" главах дана картина
упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих
грез, Манилова, к "дубинноголовой" Коробочке, от нее - к бесшабашному
моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее - к
оскотинившемуся кулаку - "прорехе на человечестве" - Плюшкину
ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и
разложение представителей помещичьего мира.
Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса,
который является вершителем судеб государства. Галерея портретов помещиков
открывается образом Манилова. "На взгляд он был человек видный;
черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось,
чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то
заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур,
с голубыми глазами". Раньше он"служил в армии, где считался
скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером". Живя в
поместье, он "иногда приезжает в город... чтобы увидеться с образованнейшими
людьми". На фоне обитателей города и поместий он кажется "весьма
обходительным и учтивым помещиком", на котором лежит какой-то отпечаток
"полупросвещенной" среды. Однако, раскрывая внутренний облик
Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и времяпровождении,
рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту
и никчемность этого "существователя".
Писатель подчеркивает в характере Манилова его никчемность и слащавую,
бессмысленную мечтательность. У Манилова не было
никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив его
приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со времени
последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский
дом, у Манилова "только пять-шесть берез..." с жидкими вершинами.
Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда,
даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная
все на той же 14-ой странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными
мечтами и бессмысленными "прожектами" (проектами), вроде постройки
подземного хода дома, каменного моста
через пруд. Вместо настоящего чувства - у Манилова "приятная улыбка",
вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности
- пустые мечты.
Другим представителем "мертвых душ" в поэме мы назовем Плюшкина.
Это "прореха на человечестве". Все человеческое умерло в нем,
в полном смысле это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь,
развивая и углубляя тему духовной гибели человека.
Деревенские избы села Плюшкина имеют вид "особенной ветхости",
барский дом выглядит "инвалидом", бревенчатая мостовая пришла
в негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки перед Чичиковым
предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в "неопределенном
платье, похожем на женский капот", таком рваном, замасленном и
заношенном, что "если бы Чичиков встретил его, так принаряженного,
где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош".
Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи
душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны были всякого добра.
Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в труху. Отношения
Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за сбором всякой дряни,
знаменитые кучи хлама на его столе и на бюро выразительно говорят о
том, как скряжничество приводит Плюшкина к бессмысленному накопительству,
приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок,
крестьяне "мрут, как мухи", десятками числятся в бегах. Бессмысленная
скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем подозрительность
к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и
несправедливость
по отношению к крепостным. У Плюшкина нет никаких человеческих чувств,
даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только
мошенников и воров.
"И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!"
- восклицает Гоголь.
Вся галерея образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительно
раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид
крепостников-душевладельцев. Герои Гоголя - не Онегины и Печорины, а
то поместное дворянство, которое представлено на балу у Лариных. "Мертвым
душам" поэмы противопоставлены "живые" - народ талантливый,
трудолюбивый, многострадальный.
С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа
пишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное
положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного
права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не
отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые
до крайности.
Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу "бойкого
народа" и расторопность ярославского мужика. Он с
восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали,
выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка "в
гвардию годился бы". Он исходил с топором за поясом и сапогами
на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной
прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме.
Талантливый сапожник Максим Телятников -"что шилом кольнет, то
и сапоги, что сапоги, то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одного
оброку приносил по пятьсот рублей!".
Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнета
неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он "гуляет шумно
и весело на хлебной пристани, подрядившись скупцами". Но нелегко
ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, как Русь,
песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление
народа к другой жизни, к прекрасному будущему.
Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа,
любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.