<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ОСНОВНЫЕ
ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА.
В личности
Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека:
огрубелый, сильно тёртый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый
буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты
и любви.
Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского
помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца. Но обман раскрылся,
и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным.
Главное, что он лишился при этом статуса дворянского сына. Он пытался
"выслужить" дворянство, но 13 лет армейской и гвардейской
лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой,
стал жестоким и прижимистым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам
и даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого
дворянства, долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства.
И только когда Фету было уже 53 года, Александр II изложил благоприятную
резолюцию на его прошение.
Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин считал оскорбленнием
пожалование ему царем камер-юнкерского звания (это придворный чин, обычно
даваемый молодым людям до 20 лет), то этот русский лирик специально
выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70 лет?
И при этом Фет писал божественные стихи. Вот стихотворение 1888 года:
"Полуразрушенный, полужилец могилы,
О таинствах любви зачем ты нам поешь?
Зачем, куда тебя домчать не могут силы,
Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?
Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;
В напевах старческих твой юный дух живет.
Цыганка старая одна еще поет".
То есть буквально два человека жили в одной, кстати весьма неприятной
на вид, оболочке. Но какая сила чувства, мощь поэзии,
какое страстное, юношеское отношение к красоте, к любви! Поэзия Фета
недолго имела успех у современников в 40-е годы, а в 70-80-х годах это
был успех весьма камерный, отнюдь не массовый. Но массам Фет был знаком,
хотя они не всегда знали, что популярные романсы, которые они распевают
(в том числе и цыганские), - на слова Фета. "О, долго буду я в
молчаньи ночи тайной", "Какое счастие! и ночь и мы одни",
"Сияла ночь. Луной был полон сад", "Давно в любви отрады
мало", "В дымке-невидимке" и, конечно, "Я тебе ничего
не скажу" и "На заре ты ее не буди" - вот лишь немногие
стихотворения Фета, положенные на музыку разными композиторами.
Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь
- вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких
пределах. Вот стихотворение 1883 года:
"Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор".
Это своеобразная онтология (философское учение о бытии) Фета, хотя философской
его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же прекрасный,
полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в его
поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии
искусство по преимуществу. Красота и должна быть главным в ней.
Гениальна лирика природы Фета: "Я пришел к тебе с приветом",
"Шепот. Робкое дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи",
"Это утро,
радость эта", "Жду я, тревогой объят" и множество других
лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собой
неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает единство,
тождество жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься:
где источник, откуда эта красота? Творение ли это Отца небесного? Или
источник всего этого - сам поэт, его умение видеть, его светлая, открытая
красоте душа, каждое мгновение готовая восславить окружающую красоту?
В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского
Базарова "природа
не храм, а мастерская, и человек в ней работник", то для Фета природа
- единственно храм, храм и фон прежде всего любви, роскошная декорация
для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, а во-вторых, храм
для вдохновения, умиления и молитвы красоте.
Если для Пушкина была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета
любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная
вера. Эту мысль он утверждает в своих стихах с такой силой, что заставляет
усомниться, не язычник ли он. У него и сама природа любит - не вместе,
а вместо человека ("В дымке-невидимке").
В то же время вполне в христианском духе Фет считает человеческую душу
частицей небесного огня, божьей искрой ("Не тем, господь, могуч,
непостижим"), ниспосланной человеку для откровений, дерзаний, вдохновения
("Ласточки", "Учись у них _ у дуба, у березы").
Удивительны поздние стихи Фета, 80-90-х годов. Дряхлый старик в жизни,
в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли
которого об одном - о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости ("Нет,
я не изменил", "Моего тот безумства желал", "Люби
меня! Как только твой покорный", "Еще люблю, еще томлюсь").
Разберем стихотворение "Я тебе ничего не скажу", датированное
2 сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиков
мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства.
Например, стихотворение Фета "Как мошки зарею" (1844) кончается
мечтой "О, если б без слова/ Сказать душой было можно!". Поэтому
любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, (открывается
молчанием: "Я тебе ничего не скажу...". Романтики не доверяли
языку слов как средству выражения души человека, тем более поэта. Впрочем,
назвать Фета романтиком затруднительно: очень уж он "земной".
Тем не менее уделом героя стихотворения остается "молча твердить"
слова любовного признания. И этот оксюморон (сочетание контрастных по
смыслу слов) становится главным словесно-художественным образом стихотворения.
Но все-таки
почему он молчит? Какая мотивировка дается этому? Вторая строка уточняет:
"Я тебя не встревожу ничуть". Да, как свидетельствуют другие
стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать девственную
душу его избранницы своими "томленьями" и даже "содроганьями".
Есть и другое объяснение, оно в последней строке второй строфы: его
"сердце цветет", подобно ночным цветам, о которых сообщается
в начале строфы. Вот тождество человеческой души и природы, выраженное,
как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного
приема, называемого психологическим параллелизмом. К тому же грудь,
т.е. вместилище эмоционально-духовного начала, героя "больная,
усталая" (первая строка третьей, последней строфы). "Я дрожу"
- от ночного ли холодка или от каких-то внутренних душевных причин.
И поэтому конец стихотворения зеркально повторяет начало: "Я тебя
не встревожу ничуть,/ Я тебе ничего не скажу".
Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: "Я тебе ничего
не скажу" неоднократно вдохновляло многих композиторов.
Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств
и естественностью, негромкой простотой их словесного выражения.