<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ТЕМА
РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА.
Тема родины
- одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого поэта принято связывать
прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской
деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве,
и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени
как гость. Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука
с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая
их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности,
которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.
Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так,
одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя
родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое,
ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами,
образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей.
Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека
и природы. Мир Руси для С.Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких
крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах",
где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты -
русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта
после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой
милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня
в России - это нечто единое, родина для
него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край,
родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики
определили как понятие "малой родины". С присущей С.Есенину-лирику
склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России
обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина
кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают
ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический
герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый.
И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность
- это природа и Россия:
"А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора".
С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими
событиями. На памяти его поколения - война, революция, снова война -
теперь уже гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт встретил,
как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый
поворот в крестьянской доле. Поэты круга С.Есенина того времени - это
Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева
- близкого друга и поэтического наставника С.Есенина: "Мужицкая
ныне земля, /И церковь не наймит казенный". В есенинской поэзии
в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла
деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени
очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и
нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья
на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого
разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее
гармонию - звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст". В
нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание
между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе
всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает
черты зловещего чудовища. В есенинском "Сорокоусте" вечная
тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается
с размышлениями о судьбах России.
В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими
думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно
переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с
новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону,
а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту
сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки
Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С.Есенин справедливо
замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому
так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна,
/Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться
с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего призвания
российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, /Но
только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубоким пафосом наполнено
его признание:
"Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк,
а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было
едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере".
С темой родины у С.Есенина связано понимание своей поэтической миссии,
своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов,
ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у
поэта стало стихотворение "Спит ковыль":
"Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родана другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиньй
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть".
Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта.
В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, свирепствуя
и мучась" - трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского
поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах:
ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь
с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному
пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный
"свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный,
неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание
лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому
деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет "золотой":
"Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы".
Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычно
он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно
и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою
лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:
золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности
как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией.
Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта
никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически,
но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое
и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина
развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности
к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем
перемен и переломов авторской позиции.